Рецензия на фильм «Игра ведьм»

 

Режиссер:  Фабиан Форте

В ролях: Лурдес Мансилья, Алексия Мойано, Эсекьель Родригес, Мартин Борисенко, Дениз Барбара

Автор: Алексей Коропский
Интересная картина получается, когда в российский прокат выходит фильм с русскими актерами в главных ролях, снятый русскими кинематографистами по большей части, и… дублированный на русский язык. Возникает некоторый когнитивный диссонанс: вроде родные и знакомые лица, такой же язык, но вот губы у актеров на экране двигаются прямо как у Нонны Мордюковой в «Бриллиантовой руке», при обличении не то любовницы, не то синагоги, а масла в огонь подливают голоса актеров дубляжа, знакомые всем не по одному десятку зарубежных блокбастеров. Впрочем, если от этого всего отстраниться, то можно обнаружить в итоге довольно качественное и неплохое коммерческое кино. 
Действие «Ведьмы» разворачивается где-то в Америке, в небольшой деревушке Кастлвиль, которая, кажется, застряла где-то в девятнадцатом веке. Модный американский журналист Валерий Николаев с практически русским именем Айван, срывая все дедлайны своего издания, и цепляясь за последнюю возможность сохранить работу, по своей глупой наивности, или даже наивной глупости, вынужден провести там три не самые приятные ночи в своей жизни. Ночи эти, да и дни между ними, будут наполнены мрачной мистикой, летающими девушками, огнем свечей, косыми взглядами, отчаянными попытками бегства и прочими неприятностями. Но все заканчивается, конечно же, хорошо, и даже практически без потерь — если не считать благородной седины на голове главного героя. 
Ориентируя фильм главным образом на, что уж там скрывать, американскую аудиторию, российские кинематографисты вполне осознают разницу между зрителями отечественными и зарубежными. Главными ценностями общества потребления, как известно, являются «хлеб и зрелища», а следовательно, не надо изобретать велосипед — там в цене крепкие, зрелищные и не особо отягощенные глубоким смыслом фильмы. На первом месте у коммерческого кино там, как впрочем и везде, стоит именно развлекательная функция, позволяющая отвлечься от повседневности в русле, которое каждый выбирает сам — смешном, грустном, напряженном или даже страшном. И можно с уверенностью сказать, что «Ведьма» под эти стандарты коммерческого кино, несмотря на свой относительно скромный бюджет в $2,5 млн., вполне подходит, в чем, кстати, нет совсем ничего предосудительного. 
С другой стороны, наверное, сам российский зритель оставляет мало шансов российскому же кинематографу. Ведь мы так привыкли к американским стандартам в кино, да и не только, что на все, что от этих стандартов отличается, смотрим как-то искоса. Современному зрителю ближе будут светящиеся белизной в любой ситуации зубы Николаева в «Ведьме», чем пробелы в ряду гнилых зубов Машкова в «Папе», а наряд католического священника создает более устойчивые ассоциации, чем поповы рясы в «Острове» Лунгина. И в такой ситуации приходится нашим киношникам искать соломоново решение, чаще всего выражающееся в форме «и нашим, и вашим». Таков нынешний этап развития российского кино, и надо заметить, не самый плохой. 
Фильм «Ведьма» сам по себе очень сбалансирован в своей зрелищности. В нем нет откровенно затянуты моментов, как и нет моментов, пресыщенных динамикой — всего в меру. В меру и игра актеров — конечно, не выдающаяся, но и придраться особо не к чему. Мачо «Айван» Николаев вполне честно боится, и валится с ног от усталости, и напивается, и даже ходит в библиотеку. А ведьма Евгения Крюкова так вообще стала украшением картины, своей демонической красотой лишь подчеркивая весь пафос момента. Так же ровны и на своих местах все актеры второго плана — типичные провинциальные жители, охочие до сплетен и ворошения чужого белья, суеверные и прямолинейные. На своем месте и музыкальное сопровождение — когда надо нагнетет напряжение, а когда не надо — создаст подходящий фон происходящему на экране. 
Интересно, что пространство и время в «Ведьме» относительны. Небольшая внешне церквушка, например, внутри оказывается размером с приличный храм. Со временем все еще интереснее. Сам Кастлвиль, его дома и его жители, гостиница, бары — все это выглядит если и не на девятнадцатый век, то на начало двадцатого точно. Но по дорогам там ездят автомобили середины прошлого века, и это было бы ничего, если бы время от времени в ход не шли такие современные вещи, как компьютер, видеокамера или инвалидная коляска с электроприводом. В итоге ощущение времени в фильме сбивается то на одну, то на другую эпоху, хотя в наши дни перенестись так и не получается — подсознательно понимаешь, что вся история — «дела давно минувших дней». Наверное, так и было задумано режиссером, чтобы подчеркнуть вневременность описываемых событий. И если это так, то задумка удалась на славу. 
Пожалуй, единственной ошибкой создателей картины была строчка в промо-материалах о том, что «Ведьма» снята «по мотивам» гоголевского «Вия». Почему-то отечественные зрители понимают эти слова не иначе, как заявление об экранизации классики. А ведь на самом деле это означает только то, что у Гоголя позаимствована лишь идея, которая, стоит отметит, получила довольно хорошее воплощение. Экранизация же «Вия» выйдет аж в следующем году. 
Если подытожить все вышеизложенное, то получится, что «Ведьма» в целом оставляет после себя вполне приятное впечатление. Да, пусть снимали не для России, пусть дубляж выполнен не на высшем уровне, пусть поспешили окрестить просто интересный, занятный и зрелищный фильм «первым российским фильмом ужасов» — но ведь не это важно. Важно, что кино просто интересно смотреть, отрешившись от суеты будней. А ведь именно за этим мы ходим в кино, не так ли?

Билеты на события города

Билеты на событие «Солисты филармонии. Концерт
Четверг, 24 октября 2024
Хабаровская краевая филармония
Билеты на событие «Группа
Четверг, 24 октября 2024
Арена Ерофей
Билеты на событие «Оркестр МГУ им. адмирала Г. И. Невельского
Пятница, 25 октября 2024
Дом офицеров Восточного военного округа

Полная версия сайта