Джейсон Бульдог Борн

Рецензия на фильм «Ультиматум Борна»

 

Режиссер: Пол Гринграсс

В ролях: Мэтт Дэймон, Пэдди Консидайн, Эдгар Рамирес, Скотт Эдкинс, Джоан Аллен, Джои Анса, Даниэль Брюль, Крис Купер, Брайан Кокс, Дэн Фреденбург, Том Гэллоп, Кори Джонсон, Джулия Стайлс, Дэвид Стрэтэйрн

Автор: Олег Анохин

Джейсон Борн, как чумная блоха, маленький, черный, быстрый и невероятно опасный, стремительно скакал между городами и целыми континентами, пытаясь в очередной раз вспомнить, кто же он на самом деле и почему его хотят убить люди из ЦРУ. «Ультиматум» — боевик что надо. Простой (да почти никакого) сюжет, молниеносные действия без отвлекающих подробностей: за весь фильм, объехав две трети мира и убив две дюжины цэрэушников, Борн ни разу не переоделся. Он сразу оказывался в центре заварухи, оставляя за кадром утомительные переезды, скучные перелеты, пахнущие дезинфекцией гостиницы, возню с билетами и багажом. А, да, багажа-то у него не было вовсе, все нужное он, как какой-нибудь могиканин, добывал из окружающей среды, ловко вытряхивая из прохожих ключи от автомототехники, а из полицейских — оружие.

И в этот раз на Борна охотилась самая сильная разведка мира, поддержанная огромным бюджетом, могущественными союзниками, вооруженная почти неземной технологией шпионажа и к тому же руководимая людьми без совести, готовыми ради так называемой национальной безопасности на любые мерзости и преступления. Охотилась и, по законам жанра, проиграла, но, используемые в этой охоте приемы заставляли задуматься, что если вдруг по нелепой случайности, в результате маловероятной ошибки на месте робота-Борна окажется рядовой гражданин. Да пусть даже и не на месте Борна, а где-то рядом, в опасной близости. Что тогда? Разговоры по сотовому подслушиваются, электронные письма и sms перехватываются, координаты вычисляются по сигналу, генерируемому телефоном в процессе обмена данными с базовыми станциями. И вот уже из защищенного законом гражданина вы превратились в жучка, которого, перевернув кверху брюшком, внимательно рассматривают циничные энтомологи без совести. Вы все время говорите по сотовому? У вас свой блог и ящик на mail.ru? Ну-ну. Пишите письма чаще.

Между тем, Борн, конечно же, не какой-нибудь ботаник с пивным брюхом. Он неуязвим еще и потому, что о нем почти ничего не известно. Даже ему самому. В каком-то смысле он почти не человек: не проявляет эмоций, не шутит и, кажется, не потеет. Человек без запаха. Такому трудно посочувствовать, но он и не нуждается в наших соплях. Однажды идентифицировав себя, он доказал свое полное превосходство и вот теперь выдвинул жесткий ультиматум, который попробуй-ка не принять.

Если вы любите боевики как жанр, фильм для вас. Заслуженная пятерка по пятибалльной шкале. Но вот ваша подружка может безнадежно заскучать именно потому, что Борн слишком самодостаточен и асексуален. Такого не пожалеешь и не вообразишь рядом с собой в романтической обстановке. Так что, парни, собираясь на «Ультиматум», сделайте все, чтобы ваши подруги все два часа фильма, закрыв глаза, вспоминали только предыдущие сорок минут (ну или насколько вас обычно хватает?).

Есть одно обстоятельство, обусловленное современным российским культурным (или медийным) контекстом, которое здорово мешает воспринимать боевик всерьез. Борн-Дэймон как две капли воды похож на Гарика Бульдога Харламова, отчего мне все время казалось, что, приложив в кровавой безжалостной схватке очередного коварного убийцу, Борн улыбнется во весь рот белозубой улыбкой и хрипловато скажет:

— Ежели. Е-же-ли, ты, суфражил, еще хоть раз… Короче, расплатись за сауну, телок и пошли отсюда.

Другие рецензии:  Алекс Экслер, Анатолий Филатов,
Полная версия сайта