Кто с киркой к нам придет…

Рецензия на фильм «Катакомбы»

 

Режиссер: Томм Кокер, Дэвид Эллиот

В ролях: Пинк, Шаннин Соссамон, Кабрал Ибака, Каин Маноли, Раду Андрей Мику, Михай Огасану, Эшли Рэйнс

Автор: Алексей Коропский

Чего только не найдешь в подземельях Парижа: старые ржавые велосипеды, обитые велюром диваны, какие-то водоемы, ящики с инструментами, клетки с живыми курами и даже толпы тинейджеров, совершающие странные телодвижения в наркотическом угаре поджидают незадачливого диггера, решившего исследовать трехсотмильные катакомбы под самым любвеобильным городом в мире с кинокамерой в руках. Но гораздо больше вероятность не найти, а потерять там: страх, рассудок, здоровье или даже жизнь — тут уж как повезет.  

В принципе, «Катакомбы» изначально не обещают многого. Из заявленного синопсиса вырисовывается очередное стандартное кино про кровожадных монстров-мутантов, только и ждущих случая полакомиться непонятно как оказавшимся в их местах американским туристом. Собственно, создатели фильма не стали идти против течения и сразу рушить ожидания. В первых сценах зрителю в достаточном количестве подкидываются параноидально-шизоидные видения главной героини с непременной расчлененкой, органами в баночках и прочими обязательными атрибутами. По всем законам жанра, воображаемые кошмары в скором времени должны стать реальностью, но если бы все пошло по накатанной, то, наверное, и писать было бы не о чем: за последние несколько лет вышло так много одинаково нестрашных «ужастиков» о монстрах-людоедах (как вариант, просто хирургах-любителях), что эта тема уже вполне может соревноваться с поскальзыванием на банановой шкурке в комедиях за звание самого пошлого и заезженного приема.  

Однако «Катакомбы» относятся к таким фильмам, рассказывать о развязке которых нельзя ни в коем случае, потому что именно в ней кроется ключ к пониманию всей истории. Точнее даже, развязка рушит всю создаваемую до этого историю, вместе с тем делая бессмысленным повторный просмотр фильма. «Вот такая, понимаешь, загогулина». Правда, тут же возникает вопрос об осмысленности и единственного просмотра, ведь чтобы добраться до самого важного в конце, нужно отсмотреть больше часа материала, к которому в итоге оказываются неприменимыми любые оценочные суждения. А в случае «Катакомб» это не самая тривиальная задача.  

Визуально фильм делится на две неравные части: наземную с предысторией, где нам всеми способами дают понять, что дело происходит именно в Париже, а не в какой-нибудь Румынии, для чего со всех сторон поочередно показывают главный фаллический символ мира Эйфелеву башню, сверкающую миллионами огней, и Собор Парижской богоматери со всеми его химерами, и собственно подземную. И если с наземной частью все довольно просто — что-то происходит, меняются места, разные люди появляются на экране, то подземная часть требует немалой усидчивости. Монтажер «Катакомб», наверное, считает своей находкой несколько черных врезок продолжительностью по паре минут, во время которых ни на экране ничего не происходит, ни из динамиков не доносится ни звука. Еще пара таких же врезок сопровождаются оживленными монологами главной героини, обращенными то к фонарю, то к фальшфейеру, в которых она всеми способами пытается уговорить последних зажечься. В остальное время, видимо, чтобы создать ощущение замкнутого пространства, нам показывают скитания героини по длинным и темным тоннелям то в одиночку, то с каким-то придурковатым французом, невесть как там оказавшимся. Сопровождает все это дело оживленный саундтрек, по своему настрою напомнивший музыку из «28 дней спустя».

А вот о звуке стоит сказать особенно. То ли это изначальная задумка режиссера, то ли, что гораздо более вероятно, косяк отечественных мастеров дубляжа, но вся музыка в фильме, даже в тех моментах, когда она должна быть очень громкой, звучит как-то приглушенно, гораздо тише речи героев. Да и каких-то «объемных» звуковых эффектов, обязательных в современном кино, замечено тоже не было — вся звуковая дорожка была записана в обычном стерео-формате. Что ни говори, а впечатление от фильма такой звук смазывает изрядно.  

Слово «ужасы» в определении жанра фильма сейчас звучит как приговор. Ничего хорошего от таких фильмов ждать не приходится: почти наверняка будет не страшно — в лучшем случае противно, и практически не интересно, но это как повезет. «Катакомбы», по большому счету, по всем этим параметрам вполне вписываются в ряд своих собратьев по жанру, но в них есть своя «изюминка» с претензией на психологизм, которая хоть чуть-чуть, но выделяет этот фильм на фоне прочих. По крайней мере, будет о чем вспомнить, отвечая на вопрос «О чем кино?», или рассуждая о прикладном применении орудий труда горняков.

Полная версия сайта