Рецензия на фильм «День выборов 2007»
Режиссер: Олег Фомин
В ролях: Леонид Барац, Василий Уткин, Ростислав Хаит, Камиль Ларин, Александр Демидов, Нонна Гришаева, Алексей Кортнев, Евгений Стеблов, Александр Семчев, Максим Виторган, Михаил Ефремов, Дмитрий Певцов, Евгений Стычкин, Марат Башаров, Михаил Евланов, Олег Фомин, Георгий Мартиросян
«Квартет И» в представлении не нуждается. Видеоверсию их гениального спектакля «День радио» знают, любят, видели и пересматривают даже люди, безнадежно далекие и от театра, и от радиовещания. Его своеобразный сиквел «День выборов» пошел дальше во многих смыслах: и по масштабу самой постановки, и по масштабу выхода за пределы театральных подмостков. Теперь это уже не просто телеспектакль, а почти настоящее большое кино со всеохватывающей рекламной кампанией и плотным прокатным графиком.
Доля условности в наименовании «Дня выборов» полноценным «настоящим кино» не случайна. Можно говорить без обиняков, что фильм с кинематографической точки зрения получился далеко не самым лучшим. Невооруженным взглядом заметна изначально телевизионная направленность производства: это и «неширокоэкранное» соотношение сторон изображения 4:3, и четкий прямолинейный сегментированный монтаж, и поясняющие титры, предваряющие каждый сегмент, и так далее. Вкупе с многочисленными красочными планами речного теплохода «Сергей Абрамов», на котором и происходит основное действие, все это приводит к тому, что рано или поздно воленс-ноленс начинаешь отмахиваться от назойливой ассоциации со ставшим уже атрибутом безвкусных анекдотов теплоходом «Аншлага». К счастью, эта ассоциация исключительно поверхностна и к содержанию фильма отношения не имеет.
Еще одна претензия может быть выдвинута Олегу Фомину как режиссеру. Заточенный в рамки спектакля-оригинала с одной стороны и максимально допустимого хронометража с другой, он так и не смог прыгнуть выше головы и проявить хоть какую-то самостоятельность. Из-за этого «День выборов» получился всего лишь добросовестной отработкой по накатанной за сценические годы модели, слегка разбавленной более широкими возможностями кинокамер. Но, вот сюрприз!, именно этот фактор идет фильму на пользу, как мультивитаминный комплекс, прописанный врачом из соображения «не навреди». Ведь театральный «День выборов» — это мегауспешный и идеально сбалансированный, отработанный до мелочей проект, в котором все на своем месте и нет лишних деталей. Задача Фомина как раз и была в том, чтобы с наименьшими потерями перенести спектакль на киноэкран, не сорвавшись в колею телеспектакля. И именно это ему удалось.
Что и говорить, все перечисленные недостатки в случае «Дня выборов» практически не имеют никакого значения. Есть только два главных фактора, на сто процентов определяющие гарантированный успех этой картины у зрителей — это блестящий сценарий и восхитительный актерский ансамбль. И если о сценарии рассказывать смысла нет — не передать словами все ситуационные и языковые коллизии, взрывающие кинозал зрительским хохотом, а о сюжете даже заикаться не стоит (для интересующихся он все равно не секрет), то об актерах говорить можно долго и с наслаждениям.
В первую очередь, это, конечно же, неизменный и неповторимый коллектив «Как бы радио» в полном составе — даже самого Козырева привлекли к киноверсии! Это хорошо знакомые лица: изящно-остроумный Леша, никогда не теряющий самообладания Камиль (совершающий подвиг в виде целых пяти трезвых дней), самый уравновешенный из всех Ростислав, взъерошено-суматошный Александр, до предела озабоченный Макс и антипунктуальная звезда эфира а-красотка а-Нонна. Появления каждого из них на экране ждешь с особенным вожделением, ведь уже сам факт наличия такого уникального актерского ансамбля в фильме гарантирует безудержное веселье и юмор самой высокой пробы.
Однако не «Квартетом И» единым жив «День выборов». Все без исключения актеры всех планов достойны высшей похвалы. От «нашего кандидата» Уткина в роли Цаплина, чьих интеллектуальных способностей не хватает, чтобы разгадать в кроссворде слово из трех букв, мгновенно узнаваемого режиссера провинциального театра с лицом Евгения Стеблова, и вплоть до команды стоматологов из сериала «Стоматологи», поющих песню стоматологов, в составе Певцова, Башарова и Стычкина, каждый персонаж своим появлением на экране вызывает невыразимую гамму неподвластных контролю эмоций — от ехидной ухмылки, до сокрушительного цунами хохота. Даже больше того, можно с чистой душой и на полном «дневыборовском» серьезе утверждать, что, например Михаил Ефремов и Дмитрий Певцов явно сыграли в этом фильме лучшие и самые адекватные роли за всю свою актерскую карьеру.
Отдельных слов достойны музыкальные номера. В оригинале созданные и исполняемые исключительно многоликой и самой артистичной группой отечественной эстрады «Несчастный случай» с харизматичным Алексеем Кортневым во главе, в киноверсии все песни были распределены среди узнаваемых завсегдатаев светской хроники в соответствии с их фирменным стилем и звучанием. Так группа «Иванушки International» превратилась в ВИА «Иван и Ушки», исполняющий хит про уголовную любовь ученика к учительнице, Владимир Шахрин по-свойски завывал идиотские куплеты, братья Кристовские поведали о нелегкой судьбе трансвестита Машки, нацепив кислотно-яркие косы, Шура и Лева Би-2 слезно протянули оду ночному ларьку, а Андрей Макаревич очень талантливо изобразил барда из тайги, исполняющего песню еще из «Дня радио» про снежинку, летающую над костром, как огромный седой вертолет. Поверьте, все это стоит увидеть. Жаль только, что из-за необходимости блюсти экранный хронометраж редкие музыкальные номера были показаны в полном объеме, все больше урывками или в качестве фоновой музыки. Особой почести удостоился лишь Шнур, безапелляционно заявивший о своей гражданской позиции и отношении к выборам от начала и до конца.
Интересную пикантность сюжету «Дня выборов» придает некая анахроничность, ведь выборы губернаторов в России отменены, а значит, казалось бы, и тема утратила свою злободневность. Да только все наоборот получается. Образ предвыборной кампании, проводимой в абстрактном месте и в абстрактное время, с отсутствием описываемого явления в современной жизни лишь расширяется, накрывая своей сатирической тенью все больше и больше областей социально-политической жизни. «Эта музыка будет вечной», и вряд ли когда-либо настанет такое время, когда описываемые в «Дне выборов» приемы и реалии потеряют свою актуальность и станут неинтересными.
«День выборов» теперь, как и «День радио» до него, можно пересматривать бесконечно. Это инъекция здорового смеха и превосходного настроения, которые лишними никогда не бывают. «День выборов» — это два часа непрекращающегося хохота разной интенсивности, это наслаждение чистым юмором, лишенным грязи и пошлости, это приятное, и если верить безымянным ученым, полезное времяпрепровождение. «День выборов» — это просто фильм, который нельзя пропустить мимо себя.