Рецензия на фильм «Красный отель»

 

Режиссер: Жерар Кравчик

В ролях: Кристиан Клавье, Жозиан Баласко, Жерар Жюньо, Жан-Батист Монье, Сильви Жоли, Анн Жируар, Урбен Канселье, Франсуа-Ксавье Демезон, Жан-Кристоф Буве, Лоран Гамелон, Кристиан Бюжо

Автор: Алексей Коропский

Французская комедия — это всегда больше чем комедия. Французская черная комедия — явление вообще запредельное.  

Беглого взгляда на краткий синопсис «Красного отеля» достаточно, чтобы загореться жгучим желанием тотчас же этот фильм посмотреть. Просто представьте: где-то в пиренейской глуши, вдали от оживленных маршрутов, стоит средней паршивости постоялый двор, каждого одинокого гостя которого ждет одна участь — киянкой по темени и на корм свиньям. И все, в общем-то, шло неплохо лет двадцать, пока в тамошних окрестностях не довелось сломаться дилижансу с целым набором напыщенных аристократов, грязным лесорубом, священником и юным послушником на борту. О том, какая их ожидает ночь, можно только догадываться, но уже исходя из имени режиссера и задействованных актеров, вектор угадывается безошибочно. Ночка будет та еще.  

Жерар Кравчик считается ныне одним из самых «денежных» режиссеров Европы, чьи фильмы неизменно срывают кассу и получают бирку «блокбастер». Сделав себе имя на, пожалуй, самой успешной французской кинофраншизе «Такси», он обратил взгляд на непаханое в родных краях поле римейков: сначала был «Фанфан-тюльпан», теперь вот «Красный отель». Возможно, это какая-то национальная особенность, или же особенность национального кинематографа, но печальное «проклятие римейков» в случае французского кино совершенно не действует, и тому есть несколько примеров, в числе которых теперь, к великому удовольствию эстетствующих киноманов, и «Красный отель».  

Очень сложно на словах описывать комедии, это все равно, что рассказывать анекдот в стихах, совершенно не помня рифмы: «В общем, суть там такая, но в стихах было смешно». Безудержный бурлеск и искрометная буффонада, комедия положений и изысканный черный юмор — все это «Красный отель». Генерируя исключительно качественный смех, этот фильм не только продлит жизнь до слез в глазах и уколов в боку, но и еще довольно долго после своего окончания будет служить поднимателем настроения, стоит лишь вспомнить пару-другую самых удачных моментов из него.  

Юмор «Красного отеля», при всей его внешней «черности», очень добр и наивен. Французский след здесь заметен невооруженным взглядом: местами фильм напоминает лучшие образцы комедий с Пьером Ришаром (чего стоит только исповедь через решетку для жарки каштанов), а местами — и картины Луи де Фюнеса («Войдите!» при каждом ударе головы сонной графини об очередную ступеньку). Вместе с тем, фильм не лишен самобытности и свежей оригинальности. А уж о том, что в шутках в нем нет ни единого намека на глупость и пошлость, и вовсе говорить излишне.  

Сама история может немного напомнить классический рассказ Агаты Кристи «Десять негритят», в свою очередь ставший почвой для десятка экранизаций. Правда, сходство это довольно мимолетное, да и загадки здесь никакой нет. Зато есть замечательный набор ярких и неизменно забавных персонажей, от добродушных хозяев-владельцев отеля, ничуть не растерявшихся от неожиданного увеличения объемов работы, до чопорной графини, которую никакое снотворное не берет, и непонятной ориентации торговца кружевами, стреляющего глазками в сторону мальчика-послушника, но взаимности добивающегося от графской дочки. Еще забавнее диспозиция сил: симпатию вызывают именно хозяева постоялого двора, вообще-то убийцы и мародеры, а вот их жертвы, вопреки обычаям, ничего кроме антипатии не вызывают. И между этими двумя сторонами стоит священник, с богом отношения строящий условно, но ритуалы соблюдающий рьяно, а значит ни в коем случае не разглашающий тайну исповеди, на которой во всех подробностях узнал о былых и грядущих согрешениях этих улыбчивых супругов, подающих на стол невероятно вкусную свинину. Он вовсе не зря однажды почти совсем по-гамлетовски восклицает: «Мир свихнулся!». Если произнести эту фразу с улыбкой до ушей, а затем разразиться громогласным хохотом, она, пожалуй, очень точно опишет «Красный отель», а особенно его финал.  

Только похвал и восхищения достоин актерский состав фильма, во многом определяющий его успешность. Бесподобный комик, Астерикс в отставке Кристиан Клавье в паре с обворожительной Жозиан Баласко создали образец просто примерной французской семьи XIX века, ведущей свой маленький бизнес, и имеющей сотню скелетов в шкафу. Неповторимый Жерар Жюньо, очень ярко запомнившийся в блестящей роли учителя пения в «Хористах», а теперь надевший сутану, и его напарник по тому же фильму, юный Жан-Батист Монье, образуют второй сюжетный центр фильма, ничуть не перетягивая одеяло на себя, но лишь полнее и всесторонне раскрывая бесконечно смешную абсурдность ситуации.  

Несмотря на довольно щекотливую, а в некоторых ракурсах уже изрядно раскрытую в кинематографе тему, «Красный отель» обходится практически без единой натуралистичной подробности творящихся бесчинств. Оказывается, такое возможно в современном кинематографе. Правда, не стоит все-таки забывать о национальности и жанре этого фильма. Ведь в конечном итоге, это просто очень смешная французская комедия, но без такси и паркура (если не засчитывать за оные дилижанс и постоянно карабкающегося по отвесной скале дровосека).

Полная версия сайта