Рецензия на фильм «Каникулы строгого режима»
Режиссер: Игорь Зайцев
В ролях: Сергей Безруков (Сумароков/Сумрак), Дмитрий Дюжев (Кольцов), Алена Бабенко, Сабина Ахмедова (Лена Бичкина), Владимир Меньшов, Станислав Лесной (Опарыш), Александр Лыков, Кирилл Плетнев
Отечественная комедия с артиллерийской рекламной поддержкой, которая, как когда-то и все мы из гоголевской «Шинели», выросла из «Джентльменов удачи». Сергей Безруков носит железные фиксы и татуировку «Задуши мента рукой, наступи ему на горло», Дмитрий Дюжев предстает в роли блондина-экс-сотрудника МВД и добрую половину фильма расхаживает с бланшем на пол-лица. Неплохая, в сущности, артистка Бабенко убедительно исполняет пионервожатую; Владимир Меньшов – начальника зоны; относительно подзабытый кинорежиссерами Александр Лыков – редкого даже по меркам фильмов «о поганых мусорах» гада. Над всем этим веет явственно ощутимый дух безвременья: о том, какой на дворе год, напоминает разве что упоминание президента России и то, что телевизор показывает один, а не единственный канал.
Попав благодаря предательству начальства не на «красную», а на вполне обычную блатную зону бывший старлей Кольцов (пострадал за справедливость, жена бросила, воевал, зарплата нищенская, джентльменский набор) невольно служит причиной бунта и переворота. Активист Шаман пытается взять место лишения свободы под контроль, сместив авторитета Сумрака. В результате поборнику законности при помощи товарища (Алексей Кравченко, к оторому, похоже, амплуа человека в погонах приросло крепче, чем родная шкура) приходится бежать из «больнички», прихватив за компанию порезанного Сумрака. Но, выражаясь языком исполнителя Сереги, «краснопервые сели на хвост», и двум вчерашним заключенным, а ныне беглым зекам ничего не остается, кроме как залечь на дно в ближайшем пионерлагере провинциального Тихомирска, прикинувшись опытными вожатыми из Санкт-Петербурга. Ситуация осложняется тем, что у Сумрака на руках остается общак, который он прячет в молочном бидоне. Стоит ли упоминать о том, что опыт общения с детьми у них на двоих, скажем так, минимальный – я даже не знаю.
Не мной подмечено: куда приятнее наблюдать за тем, как неглупые в общем-то люди строят из себя обаятельных дебилов, чем наоборот. В случае с «Каникулами строгого режима», где топовые Безруков и Дюжев исполняют блатаря и мента соответственно, расклад именно такой. Сумрак (Безруков) чалится по зонам с пятнадцати лет, так что к тридцатнику с небольшим оказывается лицом к лицу с задачами из другой вселенной: как признаться девушке в любви, например. Кольцов (Дюжев), судя по всему, несколько тугодумен в жертву достоверности образа, да и странно было бы, если бы в комедии об арестантах, закинутых в пионерский лагерь, его персонаж изъяснялся лексиконом из того же «Острова». С ведущими актерами, таким образом, разобрались: Безруков и Дюжев явно на своих местах, составляя практически идеальный дуэт, вызывая симпатии и срывая аплодисменты в зале (дурацкая привычка отечественного зрителя, для большинства из которых поход в кино до сих пор является чем-то сродни посещению театра).
Безруков одинаково годно интонирует фразы типа «Я те чо, бык театральный?» и «Играть черта и быть чертом – это разные вещи», но как раз где-то рядом кроется относительная и, пожалуй, единственная проблема «Каникул строго режима». Позиционируя фильм как семейную комедию, жанровое то есть кино, авторы несколько увлекаются и переводят гэги из весьма узконаправленной области в категорию общедоступных. Другими словами, детям и домохозяйкам, очевидно, должно быть понятно, почему исполнить Черта –это западло, в чем смысл трагически произнесенного Сумраком «Я про общее дело никогда не забывал!» и почему блатной с активом так искренне ненавидят друг друга. Ясное дело, что в России (и это едва ли не до сих пор является поводом для какой-то стыдной гордости) полстраны сидит, полстраны их стережет, и уже выросло и оформилось поколение, которое в детстве вместо Хрюши и Степашки наблюдали за Дукалисом и Мухомором, но. Те же «Джентльмены удачи», с которыми авторы «Каникул» так любят сравнивать свое детище (я бы предложил вариант «Джентльмены удачи» meets «Добро пожаловать, или Посторонним вход воспрещен»), играющие на том же поле, в полете смотрелись как-то легче. Выходит, стать «новой классикой» «Каникулам», пожалуй, не светит, но практически полное отсутствие докучливого морализаторства и всяческой необходимости в поиске метафор (при наличии, тем не менее, очевидного смысла и внутренней сюжетной логики) выгодно выделяют проект на фоне массового отечественного кино последнего времени.
Если проще – милое, ненатужное кино без претензий и на своем месте. Кроме того, в «Каникулах» самые роскошные вступительные титры за последние года полтора: если бы за титры давали какой-нибудь специальный приз, этот фильм отхватил бы его без проблем. Впрочем, сдается, что награда героя найдет все равно.