Рецензия на фильм «Каникулы строгого режима»

 

Режиссер: Игорь Зайцев

В ролях: Сергей Безруков (Сумароков/Сумрак), Дмитрий Дюжев (Кольцов), Алена Бабенко, Сабина Ахмедова (Лена Бичкина), Владимир Меньшов, Станислав Лесной (Опарыш), Александр Лыков, Кирилл Плетнев

Автор: Анатолий Филатов

Отечественная комедия с артиллерийской рекламной поддержкой, которая, как когда-то и все мы из гоголевской «Шинели», выросла из «Джентльменов удачи». Сергей Безруков носит железные фиксы и татуировку «Задуши мента рукой, наступи ему на горло», Дмитрий Дюжев предстает в роли блондина-экс-сотрудника МВД и добрую половину фильма расхаживает с бланшем на пол-лица. Неплохая, в сущности, артистка Бабенко убедительно исполняет пионервожатую; Владимир Меньшов – начальника зоны; относительно подзабытый кинорежиссерами Александр Лыков – редкого даже по меркам фильмов «о поганых мусорах» гада. Над всем этим веет явственно ощутимый дух безвременья: о том, какой на дворе год, напоминает разве что упоминание президента России и то, что телевизор показывает один, а не единственный канал.

Попав благодаря предательству начальства не на «красную», а на вполне обычную блатную зону бывший старлей Кольцов (пострадал за справедливость, жена бросила, воевал, зарплата нищенская, джентльменский набор) невольно служит причиной бунта и переворота. Активист Шаман пытается взять место лишения свободы под контроль, сместив авторитета Сумрака. В результате поборнику законности при помощи товарища (Алексей Кравченко, к оторому, похоже, амплуа человека в погонах приросло крепче, чем родная шкура) приходится бежать из «больнички», прихватив за компанию порезанного Сумрака. Но, выражаясь языком исполнителя Сереги, «краснопервые сели на хвост», и двум вчерашним заключенным, а ныне беглым зекам ничего не остается, кроме как залечь на дно в ближайшем пионерлагере провинциального Тихомирска, прикинувшись опытными вожатыми из Санкт-Петербурга. Ситуация осложняется тем, что у Сумрака на руках остается общак, который он прячет в молочном бидоне. Стоит ли упоминать о том, что опыт общения с детьми у них на двоих, скажем так, минимальный – я даже не знаю.

Не мной подмечено: куда приятнее наблюдать за тем, как неглупые в общем-то люди строят из себя обаятельных дебилов, чем наоборот. В случае с «Каникулами строгого режима», где топовые Безруков и Дюжев исполняют блатаря и мента соответственно, расклад именно такой. Сумрак (Безруков) чалится по зонам с пятнадцати лет, так что к тридцатнику с небольшим оказывается лицом к лицу с задачами из другой вселенной: как признаться девушке в любви, например. Кольцов (Дюжев), судя по всему, несколько тугодумен в жертву достоверности образа, да и странно было бы, если бы в комедии об арестантах, закинутых в пионерский лагерь, его персонаж изъяснялся лексиконом из того же «Острова». С ведущими актерами, таким образом, разобрались: Безруков и Дюжев явно на своих местах, составляя практически идеальный дуэт, вызывая симпатии и срывая аплодисменты в зале (дурацкая привычка отечественного зрителя, для большинства из которых поход в кино до сих пор является чем-то сродни посещению театра).

Безруков одинаково годно интонирует фразы типа «Я те чо, бык театральный?» и «Играть черта и быть чертом – это разные вещи», но как раз где-то рядом кроется относительная и, пожалуй, единственная проблема «Каникул строго режима». Позиционируя фильм как семейную комедию, жанровое то есть кино, авторы несколько увлекаются и переводят гэги из весьма узконаправленной области в категорию общедоступных. Другими словами, детям и домохозяйкам, очевидно, должно быть понятно, почему исполнить Черта –это западло, в чем смысл трагически произнесенного Сумраком «Я про общее дело никогда не забывал!» и почему блатной с активом так искренне ненавидят друг друга. Ясное дело, что в России (и это едва ли не до сих пор является поводом для какой-то стыдной гордости) полстраны сидит, полстраны их стережет, и уже выросло и оформилось поколение, которое в детстве вместо Хрюши и Степашки наблюдали за Дукалисом и Мухомором, но. Те же «Джентльмены удачи», с которыми авторы «Каникул» так любят сравнивать свое детище (я бы предложил вариант «Джентльмены удачи» meets «Добро пожаловать, или Посторонним вход воспрещен»), играющие на том же поле, в полете смотрелись как-то легче. Выходит, стать «новой классикой» «Каникулам», пожалуй, не светит, но практически полное отсутствие докучливого морализаторства и всяческой необходимости в поиске метафор (при наличии, тем не менее, очевидного смысла и внутренней сюжетной логики) выгодно выделяют проект на фоне массового отечественного кино последнего времени.

Если проще – милое, ненатужное кино без претензий и на своем месте. Кроме того, в «Каникулах» самые роскошные вступительные титры за последние года полтора: если бы за титры давали какой-нибудь специальный приз, этот фильм отхватил бы его без проблем. Впрочем, сдается, что награда героя найдет все равно.


Билеты на события города

Билеты на событие «Русский оркестр. Концерт
Воскресенье, 19 января 2025
Хабаровская краевая филармония
Билеты на событие «Концерт
Среда, 22 января 2025
Хабаровская краевая филармония
Билеты на событие «Государственный концертный ансамбль
Среда, 22 января 2025
Хабаровская краевая филармония
Билеты на событие «Концерт
Пятница, 24 января 2025
Хабаровская краевая филармония
Билеты на событие «Оркестр CAGMO. Концерт
Пятница, 24 января 2025
Городской Дворец Культуры

Полная версия сайта