Рецензия на фильм «Бедные родственники»
Режиссер: Павел Лунгин
В ролях: Константин Хабенский, Сергей Гармаш, Леонид Каневский, Даниил Спиваковский, Марина Голуб, Наталья Коляканова, Эстер Гуетен, Александр Ильин
Автор: Анатолий Филатов
Фильмы режиссера Лунгина смотрятся, как один, неприлично растянутый во времени и пространстве сериал. Герои только более-менее поздних «Свадьбы», «Олигарха» и «Бедных родственников» (не говоря уже о «Такси-блюзе» и «Луна-парке») кажутся не связанными друг с другом сюжетной линией только на первый взгляд. На деле же – одно полотно. Смотришь на него – и готов засмеяться счастливым детским смехом, а секунду спустя – задохнуться от страшной в своей обыденности человеческой подлости. Чего не отнимешь у фильмов режиссера Лунгина, так это ощущения какой-то подзабытой светлой правдивости. Пусть и несколько театральной.
И дело даже не в сюжете (хотя сюжет «Бедных родственников» годится для вполне себе водевиля: бегает добрый жулик, продает несчастным людям фальшивых родственников через границу), дело в некой непреходящей немотивированности поступков главных героев (а неглавных у Лунгина, как водится, нет). Вот у нас на экране еврей (вообще, приготовьтесь к тому, что на экране в этот раз будет многовато евреев). Вот ему предлагают драгоценные бабушкины зубы (я же говорю: водевиль). И вот наш еврей от зубов отказывается. Что за идеализация? Подобных нестыковочек хватает, зубы – одна из самых очевидных.
Вообще, если говорить об очевидности, то нельзя пройти мимо слагаемых «Бедных родственников». Основных, влияющих на сумму более всего, два. Ильфопетровская дилогия «про Остапа» и меньшовские «Ширли-Мырли». Второстепенные тоже есть – проза Бабеля, местами даже Веллера. Собственно, если эти ингредиенты вам по вкусу, то в фильме вы, скорее всего, не разочаруетесь. Мне вообще, кстати, не очень понятно, как можно разочаровываться в фильмах режиссера Лунгина.
Явное неудовольствие, вероятно, могут испытать лишь завзятые националисты, ибо один из главных вопросов, поднимаемых (и не факт, что поднятый до конца) лентой, еврейский. Несколько забавно, что мотто фильма звучит из уст, кажется, единственного актера-славянина – Сергея Гармаша (не обольщайтесь, впрочем, он тоже играет еврея). «Есть евреи, а есть жиды», мужественно басит вечно пьяный (по сюжету) Гармаш. Верно, но не ново.
Вообще, новизны в фильме явный недостаток, да и возможна ли она при очередном обращении к еврейскому (то есть вечному) вопросу? Это, сорри за пафос и тавтологию, большой вопрос. «В России всю жизнь пытались понять: евреи — это такие же люди, как и все, или особенные? Я показал, что евреи, в сущности, такие же люди. Есть среди них и толстенькие, и низенькие, есть высокие, есть пьющие, а есть не очень», говорит о своей ленте режиссер Лунгин. И тут-то как раз все понятно – да, очередной ворох картинок на тему мы увидели.
Проблема в другом: сами картинки – репродукции, да и в «мультик» не складываются, оставаясь на уровне слайд-шоу. Дело тут, как уже было сказано, частично в сценарии (который вовсе не плох, просто – своеобразен), частично, как это ни странно, в актерской игре. Откровенно блестящий актерский ансамбль (Хабенский, Гармаш, Коляканова, Голуб) играет-то как всегда (отлично, то есть), но ощущения «оркестра» нет. Есть «соло и немножечко вместе». Даже и не разберешься, кто у кого «украл» фильм.
Особо колебаться, однако, не стоит. В кино сходить нужно. Фильм незлой, теплый, даже какой-то трогательный, по большей части смешной и, что уж совсем редкость по нашим временам, неглупый. Опять же, актеры. А еврейский вопрос оставим на совести режиссера Лунгина. В конце концов, кто тут не еврей – пусть первый кинет в меня камень.
И дело даже не в сюжете (хотя сюжет «Бедных родственников» годится для вполне себе водевиля: бегает добрый жулик, продает несчастным людям фальшивых родственников через границу), дело в некой непреходящей немотивированности поступков главных героев (а неглавных у Лунгина, как водится, нет). Вот у нас на экране еврей (вообще, приготовьтесь к тому, что на экране в этот раз будет многовато евреев). Вот ему предлагают драгоценные бабушкины зубы (я же говорю: водевиль). И вот наш еврей от зубов отказывается. Что за идеализация? Подобных нестыковочек хватает, зубы – одна из самых очевидных.
Вообще, если говорить об очевидности, то нельзя пройти мимо слагаемых «Бедных родственников». Основных, влияющих на сумму более всего, два. Ильфопетровская дилогия «про Остапа» и меньшовские «Ширли-Мырли». Второстепенные тоже есть – проза Бабеля, местами даже Веллера. Собственно, если эти ингредиенты вам по вкусу, то в фильме вы, скорее всего, не разочаруетесь. Мне вообще, кстати, не очень понятно, как можно разочаровываться в фильмах режиссера Лунгина.
Явное неудовольствие, вероятно, могут испытать лишь завзятые националисты, ибо один из главных вопросов, поднимаемых (и не факт, что поднятый до конца) лентой, еврейский. Несколько забавно, что мотто фильма звучит из уст, кажется, единственного актера-славянина – Сергея Гармаша (не обольщайтесь, впрочем, он тоже играет еврея). «Есть евреи, а есть жиды», мужественно басит вечно пьяный (по сюжету) Гармаш. Верно, но не ново.
Вообще, новизны в фильме явный недостаток, да и возможна ли она при очередном обращении к еврейскому (то есть вечному) вопросу? Это, сорри за пафос и тавтологию, большой вопрос. «В России всю жизнь пытались понять: евреи — это такие же люди, как и все, или особенные? Я показал, что евреи, в сущности, такие же люди. Есть среди них и толстенькие, и низенькие, есть высокие, есть пьющие, а есть не очень», говорит о своей ленте режиссер Лунгин. И тут-то как раз все понятно – да, очередной ворох картинок на тему мы увидели.
Проблема в другом: сами картинки – репродукции, да и в «мультик» не складываются, оставаясь на уровне слайд-шоу. Дело тут, как уже было сказано, частично в сценарии (который вовсе не плох, просто – своеобразен), частично, как это ни странно, в актерской игре. Откровенно блестящий актерский ансамбль (Хабенский, Гармаш, Коляканова, Голуб) играет-то как всегда (отлично, то есть), но ощущения «оркестра» нет. Есть «соло и немножечко вместе». Даже и не разберешься, кто у кого «украл» фильм.
Особо колебаться, однако, не стоит. В кино сходить нужно. Фильм незлой, теплый, даже какой-то трогательный, по большей части смешной и, что уж совсем редкость по нашим временам, неглупый. Опять же, актеры. А еврейский вопрос оставим на совести режиссера Лунгина. В конце концов, кто тут не еврей – пусть первый кинет в меня камень.