Рецензия на фильм «Хроники Нарнии: Принц Каспиан»

 

Постер фильма

Режиссер: Эндрю Адамсон

В ролях: Джорджи Хенли, Уильям Мозлей, Скандар Кейнс, Анна Попплуэлл, Бен Барнс, Лиам Нисон, Уорвик Дэвис, Питер Динклэйдж, Серджо Кастеллитто, Винсент Грасс, Корнелл Джон

Автор: Анатолий Филатов

Берем минотавра за рога. Что хорошего можно сказать о фильме, в котором компьютерные персонажи выглядят симпатичнее, душевнее и живее всех живых? Все, что есть безоговорочно хорошего во вторых «Хрониках Нарнии», — это лев Аслан и мышонок Рипичип, они – именно такие, какими и должны были быть, но давайте начистоту: для экранизации одной из лучших «безвозрастных» книг всех времен этого, как бы сказать, недостаточно. Для того, чтобы увидеть львов и мышей, можно отправиться в цирк или зоопарк, или же вообще остаться дома и скользким ужом поползти в блогосферу, — что бы вы ни сделали, любой вариант имеет все шансы оказаться предпочтительнее просмотра «Принца Каспиана».

Фильм начинается, и зритель, который мнит себя «особенным» — еще бы, ведь он читал «Нарнию» в отличие от остальных, он знает, что фильм таит множество тайн, загадок и намеков, иносказаний и ниточек, подсказок и флэшбэков, радостных воспоминаний и смелых находок, понятных ему одному, — этот зритель нетерпеливо ерзает в кресле. Ему не терпится начать «узнавать», он жаждет приключений и даже думает о какой-то там «высоконравственной морали», как описал свои ожидания найденный в пучине котлована кинофорумов индивид.

В ход идет даже религия, — немногие перечитывали «Хроники» со всеми комментариями в сознательном возрасте, но каждый считает своим долгом лишний раз напомнить: Льюис в своей книге писал о боге. Окей, ребята, пусть будет бог. Фильм начинается, и зритель недоуменно хлопает глазами: он шел не сюда, плыл не сюда, волшебный рог по велению злого колдовства ошибся, и он попал в какой-то другой мир. Это, блин, не Нарния. What the fuck?!

Короли и Королевы унылы и убоги, единственно похожим на человека среди них получился лишь Эдмунд, ну да вероятно поэтому у него стол уже забит контрактами на три года вперед, ближайший — «Город Амбер». Остальные корчат рожи различной степени унылости: из Каспиана так и вовсе вырастет новый Джим Керри, если пойдет в том же, не будем употреблять слово «верный», пути. Занимательнее всего в этом плане, конечно, Сьюзен, — девка настолько безликая и картонная, что слезы или радость ей изображают гримеры, натурально отрисовывая глаза и губы разной формы в зависимости от ситуации.

Маленькая Люси несколько спасает ситуацию, но исключительно в силу возраста. Про Питера говорить не стоит, дабы лишний раз не расстраиваться: заметим лишь, что этот персонаж достоин своей озвучки, на редкость идиотской даже по меркам российского проката. И это – Короли заветной страны нашего детства? Больше они смахивают на каких-то подстилочных эмо-гопников, которые не в силах даже меч поднять, чтобы не пустить слюни и сопли. Им не веришь, но это, к несчастью, не самое плохое.

Хуже всего то, что в эту Нарнию целиком вообще не веришь. Это набор левых декораций: вот Замок, вот Лес, вот Река с Мостом, вот Подземелье. По весьма ограниченным просторам скачут бородатые бомжи на диких копытах (фавны), бородатые бомжи карликового роста (гномы), бородатые четвероногие бомжи (кентавры) и вконец оскотинившиеся бородатые бомжи (минотавры). Ничего особенного они не делают, просто поспешают из стороны в сторону всей гурьбой, словно на раздачу бесплатной еды от добрых антифа. Ничего нарнийского здесь нет в принципе: на этих же пейзажах можно, не разбирая их, чтобы не тратиться, снимать грядущего «Хоббита». Впрочем, Гильермо Дель Торо – человек, как минимум, с головой на плечах, и на такое точно не пойдет. Репутация дороже.

Режиссер в этом случае – ремесленник, спрос с него небольшой, хотя на ад себе он уже заработал. Неплохо было бы продюсерам определиться, для кого они вообще все это снимают (вариант «Для денег» мы, конечно, оставляем в уме, как верный, но очевидный). Не для фанатов – с этим мы уже определились (тем более, что книга изрядно порезана, и перечислять результаты этого «монтажа» — себе дороже). Не для людей, которые просто хотят отдохнуть, — для них здесь слишком много уныния и слишком мало драйва. Это какие-то неправильные американские горки, радости от которых никакой: вроде и заехал на вершину, но едешь вниз до следующего подъема так медленно и нудно, что хочется повеситься. Не для детей: за те два с половиной часа, что эта размазня тянется, они успеют заснуть и проснуться несколько раз, хотя, конечно, финальная битва – кастрированный «Властелин колец» для нищих духом — заставит их проснуться. Так для кого? Предлагаем подумать об этом на досуге, не забыв вооружиться понятиями «маркетинг», «франшиза», «зарегистрированная торговая марка», «опыт успешных пропаж».

Аслан, которого так любят приводить в пример адепты «околобожественности» «Хроник», отчаянно льет мед на душу каждого измученного всем этим шатанием зрителя доброй воли. Он ласковый, он огромный, он очень теплый, самый сильный и красивый, самый лучший лев на свете, он – настоящий властелин. Идеальный отец, в общем-то. По правде говоря, любой, мало-мальски способный приподняться над остервенелой косностью мышления, может догадаться, что бога тут не больше, чем в каждом настоящем отце, и закончим на этом.

P.S. Оу, совсем забыл про Рипичипа – этот бойкий головорез со шпагой (третья после Эдмунда и Аслана удача фильма, она же последняя) настолько преисполнен особенной мушкетерской чести и отваги, что озвучивать его должен был только Михаил Боярский, и никто иной. «Не шмогли».

Другие рецензии:  Олег Анохин,
Полная версия сайта