Рецензия на фильм «Хроники Нарнии: Принц Каспиан»
Режиссер: Эндрю Адамсон
В ролях: Джорджи Хенли, Уильям Мозлей, Скандар Кейнс, Анна Попплуэлл, Бен Барнс, Лиам Нисон, Уорвик Дэвис, Питер Динклэйдж, Серджо Кастеллитто, Винсент Грасс, Корнелл Джон
Берем минотавра за рога. Что хорошего можно сказать о фильме, в котором компьютерные персонажи выглядят симпатичнее, душевнее и живее всех живых? Все, что есть безоговорочно хорошего во вторых «Хрониках Нарнии», это лев Аслан и мышонок Рипичип, они – именно такие, какими и должны были быть, но давайте начистоту: для экранизации одной из лучших «безвозрастных» книг всех времен этого, как бы сказать, недостаточно. Для того, чтобы увидеть львов и мышей, можно отправиться в цирк или зоопарк, или же вообще остаться дома и скользким ужом поползти в блогосферу, что бы вы ни сделали, любой вариант имеет все шансы оказаться предпочтительнее просмотра «Принца Каспиана».
Фильм начинается, и зритель, который мнит себя «особенным» еще бы, ведь он читал «Нарнию» в отличие от остальных, он знает, что фильм таит множество тайн, загадок и намеков, иносказаний и ниточек, подсказок и флэшбэков, радостных воспоминаний и смелых находок, понятных ему одному, этот зритель нетерпеливо ерзает в кресле. Ему не терпится начать «узнавать», он жаждет приключений и даже думает о какой-то там «высоконравственной морали», как описал свои ожидания найденный в пучине котлована кинофорумов индивид.
В ход идет даже религия, немногие перечитывали «Хроники» со всеми комментариями в сознательном возрасте, но каждый считает своим долгом лишний раз напомнить: Льюис в своей книге писал о боге. Окей, ребята, пусть будет бог. Фильм начинается, и зритель недоуменно хлопает глазами: он шел не сюда, плыл не сюда, волшебный рог по велению злого колдовства ошибся, и он попал в какой-то другой мир. Это, блин, не Нарния. What the fuck?!
Короли и Королевы унылы и убоги, единственно похожим на человека среди них получился лишь Эдмунд, ну да вероятно поэтому у него стол уже забит контрактами на три года вперед, ближайший «Город Амбер». Остальные корчат рожи различной степени унылости: из Каспиана так и вовсе вырастет новый Джим Керри, если пойдет в том же, не будем употреблять слово «верный», пути. Занимательнее всего в этом плане, конечно, Сьюзен, девка настолько безликая и картонная, что слезы или радость ей изображают гримеры, натурально отрисовывая глаза и губы разной формы в зависимости от ситуации.
Маленькая Люси несколько спасает ситуацию, но исключительно в силу возраста. Про Питера говорить не стоит, дабы лишний раз не расстраиваться: заметим лишь, что этот персонаж достоин своей озвучки, на редкость идиотской даже по меркам российского проката. И это – Короли заветной страны нашего детства? Больше они смахивают на каких-то подстилочных эмо-гопников, которые не в силах даже меч поднять, чтобы не пустить слюни и сопли. Им не веришь, но это, к несчастью, не самое плохое.
Хуже всего то, что в эту Нарнию целиком вообще не веришь. Это набор левых декораций: вот Замок, вот Лес, вот Река с Мостом, вот Подземелье. По весьма ограниченным просторам скачут бородатые бомжи на диких копытах (фавны), бородатые бомжи карликового роста (гномы), бородатые четвероногие бомжи (кентавры) и вконец оскотинившиеся бородатые бомжи (минотавры). Ничего особенного они не делают, просто поспешают из стороны в сторону всей гурьбой, словно на раздачу бесплатной еды от добрых антифа. Ничего нарнийского здесь нет в принципе: на этих же пейзажах можно, не разбирая их, чтобы не тратиться, снимать грядущего «Хоббита». Впрочем, Гильермо Дель Торо – человек, как минимум, с головой на плечах, и на такое точно не пойдет. Репутация дороже.
Режиссер в этом случае – ремесленник, спрос с него небольшой, хотя на ад себе он уже заработал. Неплохо было бы продюсерам определиться, для кого они вообще все это снимают (вариант «Для денег» мы, конечно, оставляем в уме, как верный, но очевидный). Не для фанатов – с этим мы уже определились (тем более, что книга изрядно порезана, и перечислять результаты этого «монтажа» себе дороже). Не для людей, которые просто хотят отдохнуть, для них здесь слишком много уныния и слишком мало драйва. Это какие-то неправильные американские горки, радости от которых никакой: вроде и заехал на вершину, но едешь вниз до следующего подъема так медленно и нудно, что хочется повеситься. Не для детей: за те два с половиной часа, что эта размазня тянется, они успеют заснуть и проснуться несколько раз, хотя, конечно, финальная битва – кастрированный «Властелин колец» для нищих духом заставит их проснуться. Так для кого? Предлагаем подумать об этом на досуге, не забыв вооружиться понятиями «маркетинг», «франшиза», «зарегистрированная торговая марка», «опыт успешных пропаж».
Аслан, которого так любят приводить в пример адепты «околобожественности» «Хроник», отчаянно льет мед на душу каждого измученного всем этим шатанием зрителя доброй воли. Он ласковый, он огромный, он очень теплый, самый сильный и красивый, самый лучший лев на свете, он – настоящий властелин. Идеальный отец, в общем-то. По правде говоря, любой, мало-мальски способный приподняться над остервенелой косностью мышления, может догадаться, что бога тут не больше, чем в каждом настоящем отце, и закончим на этом.
P.S. Оу, совсем забыл про Рипичипа – этот бойкий головорез со шпагой (третья после Эдмунда и Аслана удача фильма, она же последняя) настолько преисполнен особенной мушкетерской чести и отваги, что озвучивать его должен был только Михаил Боярский, и никто иной. «Не шмогли».