Рецензия на фильм «Доказательство»

 

Режиссер: Джон Мэдден

В ролях: Гвинет Пэлтроу, Энтони Хопкинс, Хоуп Дэвис, Джейк Гилленхаал, Гэри Хьюстон, Энн Уиттман

Автор: Анатолий Филатов
«Доказательство» — фильм не только «про математику», это, если позволите, «математический фильм» в полном смысле этого слова. Вот здесь отнимем от дочери-Пэлтроу отца-Хопкинса, прибавим сестру, любовь пишем – Джейк Гилленхаал в уме, а в этом действии с помощью флэшбэков возведем эмоциональную составляющую в куб. Ответ ищем в конце задачника (он еще называется «бокс-офис»). Что получилось? Правильно, кассовое кино.

История дочери, лишившейся гениального и сумасшедшего отца, а ныне опасающейся, что скоро и ее отвезут в психиатрическую, может быть подана очень даже по-разному. Про слюнявые «Игры разума» хочется вспоминать в последнюю очередь, ведь была же «Аркадия» Тома Стоппарда, был «Пи» Даррена Ароноффски! Но Джон Мэдден не мог выбирать. У него был сценарий Дэвида Обёрна, автора пьесы, обладателя «Пулитцера». А значит, у нас сегодня на экране «Игры разума-2» с поправкой на сексизм.

Режиссер Джон Мэдден уже работал с Пэлтроу в донельзя засахаренном (и обласканном западными критиками всех мастей) «Влюбленном Шекспире». Но как тогда викторианская Англия была лишь декорацией для исследования не совсем обычных любовных отношений, так и сейчас – все математические заморочки, все эти формулы и доказательства, все сумасшествия и отклонения – лишь фон. На котором опять разыгрывают любовь. Боже, как оригинально.

Тот факт, что фильм снят по пьесе, очень бросается в глаза. Общие планы, движение камеры, немного картинные диалоги, даже декорации папиного дома. Известно, что Пэлтроу уже играла Кэтрин в пьесе, по которой фильм и снят. Играла, кажется, на протяжении полутора лет. Может быть, ей просто надоело?.. И, кстати, что-то суицидально-шизоидные дамочки стали появляться в репертуаре госпожи Пэлтроу все чаще – не так давно поэтесса в «Сильвии», теперь вот Кэтрин. Говорит это лишь о недостатке актерского мастерства, что, впрочем, и раньше не было особенным секретом. Расстроил Энтони Хопкинс. Хотя бы то, что Человек, Бывший Ганнибалом Лектором сегодня убедительнее смотрится в роли профессора математики, чем сумасшедшего, заставляет насторожиться. Если так пойдет дальше, то в следующей части «Гарри Поттера» роль Дамблдора достанется сэру Энтони.

Проблема не в сценарии и не в актерах, по большому счету. Просто режиссер Джон Мэдден не умеет снимать разные фильмы. И «Влюбленный Шекспир», и «Скрипка капитана Корелли», и теперь вот «Доказательство» сняты по одному рецепту, сшиты по одной мерке и сбиты по одному лекалу. Все внешние обстоятельства особой роли не играют. Как вестерн остается вестерном, будучи снятым в декорациях открытого космоса, так и мелодрама останется мелодрамой, несмотря на то, что в ней девушка разговаривает о математических формулах больше, чем о любви, сексе и шампуне с экстрактом жожоба.

Когда «Доказательство», такое правильное, чистое, с проверенными формулами и замечательными переменными, все-таки заканчивается, остается твердая уверенность, что оно было списано из книжонки с правильными ответами.
Другие рецензии:  Егор Петров
Полная версия сайта