Рецензия на фильм «Первый после бога»
Режиссер: Василий Чигинский
В ролях: Дмитрий Орлов, Владимир Гостюхин, Юрий Степанов, Виктор Сухоруков, Нина Русланова, Сергей Горобченко, Ирина Бьерклунд, Лиза Боярская, Михаил Гомиашвили, Дмитрий Рудков, Сергей Рубеко, Екатерина Вуличенко
Автор: Анатолий Филатов
«Первый после Бога» вроде бы фильм о чести, неизвестных героях, доблести и отваге. Фильм, снятый, конечно, при поддержке государства. Фильм яростно отбрыкивающийся от обвинений в ура-патриотизме – ведь снимают-то про забытого героя, регалиями особо не обласканного. В конце концов, это фильм о подводных боях. Давайте вспомним: давно ли вы видели русский фильм о подводниках? Нужен ли он вам – другой вопрос.
Сравнения с «9-ой ротой», на мой взгляд, неизбежны, и даже не только потому, что два масштабных военных проекта вышли в один киносезон. Так уж сложилось, что у нас, в России, подводные лодки с недавних пор такая же запретная тема, как и Афганистан. И снять искреннее кино о подводниках – не легче, чем об афганцах.
И с искренностью, а точнее, с той ее частью, что зовется «человечностью» у нас-таки провал. Герои, словно лента Мебиуса, обратной стороны не имеют. Если особист – то просто сверхчеловек какой-то, без единой эмоции, карманный Мефистофель. Если комбриг – то «слуга царю, отец солдатам»: свой в доску, строгий и справедливый по вкусу. Если шведская маман из местного бордельеро, то обязательно скучающая, в небольшом, но все-таки возрасте и в полном восторге от «русского зверюги».
Не все ладно и с композицией. Придурковатый (потому что неопытный, ну и по прихоти режиссера, конечно) поповский сынок – зачем он? В фильме играет роль абсолютно иллюстративную, причем настолько, что иллюстрация превращается в лубок. Персонаж «для того, чтобы жалеть» осмысленность такого на общем полу-картонном фоне весьма сомнительна. Из той же папки и боцман – казалось бы, колоритнейшая ведь фигура должна была выйти! Боцманы, даже на мой, крысо-сухопутный взгляд, просто неиссякаемые фонтаны красноречий! Нет же. Серый и непримечательный. Девочка-блокадница, влюбленная в капитана Маринина, только и умеет, что рыдать и ходить с трогательно приоткрытым ртом. Ротик-то красивый, но – хотелось бы большего, разве нет?
Хотя, в общем, жаловаться на актерскую игру не приходится. Дмитрий Орлов (Маринин) явно нашел свое амплуа – мачо-мэн, человек действия и нелегкой судьбы. Жаль только, если на экранах он будет появляться с частотой гошикуценко. Команда лодки – весьма убедительна, офицерский состав – с лоском, простые девчата-кухарки – все, как надо. Не их вина, в самом деле, что в сценарии все они статисты. «Первый после бога» спектакль одного актера, хотелось ли того авторам фильма или нет.
Однако, есть один момент. Фильм не дает опомниться. Событий вроде и немного, но декорации мелькают с мультипликационной скоростью, герои мечутся, секунду назад на экране смех – а вот уже и плач, минуту назад лодка была мертвая – стала живая, и наоборот. Вся эта кутерьма отвлекает от главного.
Вы можете не любить военное кино, подводное кино, современное российское кино сколько душе угодно. Сегодня вас не спросят. Каждая бомба, падающая с экрана, упадет прямо на ваше сердце. Каждый клуб дыма, выпущенный особистом в лицо капитану Маринину, заставит вас тереть глаза. Каждую секунду погружения вы будете чувствовать, как море давит на вас, а при всплытии – как начинает потихоньку закипать ваша кровь.
И только выйдя из зрительного зала, вы поймете, что небо-море-облака-перископы-корабли были сделаны на графической станции последнего поколения.
Сравнения с «9-ой ротой», на мой взгляд, неизбежны, и даже не только потому, что два масштабных военных проекта вышли в один киносезон. Так уж сложилось, что у нас, в России, подводные лодки с недавних пор такая же запретная тема, как и Афганистан. И снять искреннее кино о подводниках – не легче, чем об афганцах.
И с искренностью, а точнее, с той ее частью, что зовется «человечностью» у нас-таки провал. Герои, словно лента Мебиуса, обратной стороны не имеют. Если особист – то просто сверхчеловек какой-то, без единой эмоции, карманный Мефистофель. Если комбриг – то «слуга царю, отец солдатам»: свой в доску, строгий и справедливый по вкусу. Если шведская маман из местного бордельеро, то обязательно скучающая, в небольшом, но все-таки возрасте и в полном восторге от «русского зверюги».
Не все ладно и с композицией. Придурковатый (потому что неопытный, ну и по прихоти режиссера, конечно) поповский сынок – зачем он? В фильме играет роль абсолютно иллюстративную, причем настолько, что иллюстрация превращается в лубок. Персонаж «для того, чтобы жалеть» осмысленность такого на общем полу-картонном фоне весьма сомнительна. Из той же папки и боцман – казалось бы, колоритнейшая ведь фигура должна была выйти! Боцманы, даже на мой, крысо-сухопутный взгляд, просто неиссякаемые фонтаны красноречий! Нет же. Серый и непримечательный. Девочка-блокадница, влюбленная в капитана Маринина, только и умеет, что рыдать и ходить с трогательно приоткрытым ртом. Ротик-то красивый, но – хотелось бы большего, разве нет?
Хотя, в общем, жаловаться на актерскую игру не приходится. Дмитрий Орлов (Маринин) явно нашел свое амплуа – мачо-мэн, человек действия и нелегкой судьбы. Жаль только, если на экранах он будет появляться с частотой гошикуценко. Команда лодки – весьма убедительна, офицерский состав – с лоском, простые девчата-кухарки – все, как надо. Не их вина, в самом деле, что в сценарии все они статисты. «Первый после бога» спектакль одного актера, хотелось ли того авторам фильма или нет.
Однако, есть один момент. Фильм не дает опомниться. Событий вроде и немного, но декорации мелькают с мультипликационной скоростью, герои мечутся, секунду назад на экране смех – а вот уже и плач, минуту назад лодка была мертвая – стала живая, и наоборот. Вся эта кутерьма отвлекает от главного.
Вы можете не любить военное кино, подводное кино, современное российское кино сколько душе угодно. Сегодня вас не спросят. Каждая бомба, падающая с экрана, упадет прямо на ваше сердце. Каждый клуб дыма, выпущенный особистом в лицо капитану Маринину, заставит вас тереть глаза. Каждую секунду погружения вы будете чувствовать, как море давит на вас, а при всплытии – как начинает потихоньку закипать ваша кровь.
И только выйдя из зрительного зала, вы поймете, что небо-море-облака-перископы-корабли были сделаны на графической станции последнего поколения.
Другие рецензии: Иван Федотов, Егор Петров