Товар для женщин и детей
Рецензия на фильм «Принц Персии: Пески времени»
Режиссер: Майк Ньюэлл
В ролях: Джейк Джилленхол (Принц Дастан), Джемма Артертон (Тамина), Бен Кингсли (Низам), Альфред Молина (Шейх Амар), Тоби Кеббелл, Рис Ритчи, Ричард Койл, Гисли Эрн Гардарссон, Стивен Моделл, Рональд Пикап, Дод Шах
Автор: nitzer
Джерри Брукхаймер – тот ещё гений. Один из самых известных сегодня продюсеров Голливуда, он знаменит тем, что превращает в золото всё, до чего дотронется. Наглядный пример – заштатный, в общем-то, Диснейлендовский аттракцион про пиратов. М-р Брукхаймер прикоснулся к нему – и магическим образом превратил в роскошный 3-серийный блокбастер, ставший рекордсменом по кассовым сборам и Прославивший Капитана Джека Воробья. Жалко отказываться от такого прибыльного проекта – и вот уже на следующий год анонсируется выход IV-й части приключений ставших уже родными персонажей…
Тем временем, кудесник кинобизнеса отнюдь не почивает на лаврах. Пока «На странных берегах» (4й фильм с Джонни «никогда дважды в одном и том же амплуа» Деппом) готовятся к съёмкам, внимание нашего алхимика привлекает компьютерная игра от компании Ubisoft про персидского принца, ищущего принцессу в бесконечном дворце-лабиринте. Помнится, игра эта в своё время считалась верхом сложности для самого первого поколения геймеров. «Мистер Блокбастер» взял эту игрушку и сделал из неё…
…А вот с определением конечного продукта придётся поломать голову. На первый взгляд, перед нами 100%-ный «фильм-нуар». Налицо все фабульные признаки жанра: главный герой попадает в череду подстав; напряжённо и с риском для жизни пытается сложить «пазл» и распутать хитроумное преступление, в совершении которого его ложно обвиняют; дополняет же эту палитру циничная и расчётливая главная героиня, неоднократно обманывающая своего партнёра ради только ей известной цели. Даже необходимые по стилю игры с хронологией формально выдержаны за счёт уникальных свойств волшебного кинжала, который почти всё время находится в центре повествования. Как было бы здорово, если бы реализация таких сюжетных линий обернулась тонким омажем «чёрного кино» в песчаных декорациях. Но ничего подобного мы не увидим. И дело вовсе не в том, что марокканским солнцем начисто выжигаются все основы атмосферы настоящего фильма «noir», для которого просто жизненно необходим мотив воды (дождя, влажных поблескивающих улиц, декораций портового города) и темноты (ночных или нарочито затемнённых сцен), а бескрайняя горизонталь песка не оставляет места вертикальным и косым линиям, радующим глаз ценителя немецкого экспрессионизма в классике «нуара». Не хватает какой-то особой магии – возможно, она придавлена бюджетом в полтораста миллионов долларов, а ведь любой уважающий себя «чёрный» фильм счёл бы хорошим вкусом мимикрировать под малобюджетные ленты категории «Б». В общем, «я узнаю его, когда увижу, но не могу описать словами»* явно не про наш случай.
Тем не менее, по ходу просмотра не покидает ощущение дежа-вю. Где-то уже ведь были те же ситуации, да и реплики героев практически позаимствованы откуда-то….вот вертится в голове, но никак не вспомнить… Вдруг отчётливо доходит: «Звёздные войны»! Ну конечно, «Персидский Лев» с его геройствами в битвах и «деревянным» поведением в отношениях с принцессой – вылитый Люк Скайуокер, принцесса Тамина в дворцовых сценах весьма напоминает королеву Амидалу из «Звёздных Войн», а когда один из ситхов….брррр…асассинов сказал главному злодею с экрана «Мы нашли часы, Повелитель», я чуть было не вскочил с места в порыве обличительства! «Принц Персии», между тем, как ни в чём ни бывало, вдруг переключился на весьма подробный пересказ «Индианы Джонса и последнего крестового похода»!
Можно ещё поискать истоки вдохновения создателей «Принца», сравнивая пейзажи и обычаи Долины Рабов с декорациями «Безумного Макса». Раскадровка в отдельных эпизодах кажется позаимствованной без каких бы то ни было изменений из «300 Спартанцев» (достойный фильм для цитирования, не откажешь)… Но суть, пожалуй, не в этом. Мои впечатления от фильма можно сравнить с ролью…. ГУМа-дублёра. Был раньше во Владивостоке такой универсальный магазин напротив Дома офицеров флота. Продавались там товары прежде всего для женщин и детей. Вещи, конечно, нужные и предназначены они были для весьма уважаемых целевых аудиторий. И всё же работать в этом универмаге считалось менее престижным, чем в основном ГУМе, и бывалые работники торговли знали: в «малый ГУМ» «сливались» все неликвиды, которые залежались на прилавках центрального магазина. Так и Джерри Брукхаймер словно «слил» в «Принца Персии» ошмётья материи, «вторяки», отбракованные им из некоей основной канвы деятельности. Не будем, однако, забывать, что и из такого варева продюсер-гений создаст весьма популярный и прибыльный товар! Чем и стал «Принц Персии» стоит признать, что успех ему гарантирован. Отнюдь не по причине выдающейся актёрской игры, конечно. Я вообще предлагаю принципиально не обсуждать в данном случае работу актёров и режиссёра. Мне кажется, что их всех можно было бы запросто заменить на компьютерные симуляции, никто и не заметил бы. Вот съёмочная группа из 1350 человек – это да. Ещё 500 человек (кроме шуток!), которые работали над фильмом в процессе монтажно-тонировочного периода – зачёт. Более 7000 костюмов, использованных основными героями, впечатляет (сообщается, что костюмер Пенни Роуз побила собственный рекорд, установленный ею в тех же «Пиратах»). Давид Белль в качестве консультанта по паркуру – респект (в конце-концов именно Белль и является изобретателем этого модного и зрелищного вида спорта). Всё это – труд, заслуга и репутация именно продюсера. Так что, за комплект достижений фильма поставим «галочку» Мистеру Блокбастеру и скажем ему «спасибо» за возможность порадовать близких пафосом дорогой постановки. Равно как и за полное отсутствие крови и пошлостей. Возможно, почти таким и должен быть фильм для «семейного» просмотра, (признаюсь, что рейтинг PG-13 для «Принца» кажется слишком суровым даже такому псевдоморалисту, как я). Вот только чувствуешь себя, сводив своих близких на ТАКОЕ зрелище, не очень правильно - будто купив Любимой подарок в секонд-хэндовском магазине, который известен шикарным отделом упаковки. И вот Свет Твоей Жизни радуется, а тебя гложат угрызения совести и в голове играет мелодия песни «Fake Plastic Trees»**
ПРИМЕЧАНИЯ:
*Сидни Поллак об определении фильма «нуар».
** (с) Radiohead 1995
Тем временем, кудесник кинобизнеса отнюдь не почивает на лаврах. Пока «На странных берегах» (4й фильм с Джонни «никогда дважды в одном и том же амплуа» Деппом) готовятся к съёмкам, внимание нашего алхимика привлекает компьютерная игра от компании Ubisoft про персидского принца, ищущего принцессу в бесконечном дворце-лабиринте. Помнится, игра эта в своё время считалась верхом сложности для самого первого поколения геймеров. «Мистер Блокбастер» взял эту игрушку и сделал из неё…
…А вот с определением конечного продукта придётся поломать голову. На первый взгляд, перед нами 100%-ный «фильм-нуар». Налицо все фабульные признаки жанра: главный герой попадает в череду подстав; напряжённо и с риском для жизни пытается сложить «пазл» и распутать хитроумное преступление, в совершении которого его ложно обвиняют; дополняет же эту палитру циничная и расчётливая главная героиня, неоднократно обманывающая своего партнёра ради только ей известной цели. Даже необходимые по стилю игры с хронологией формально выдержаны за счёт уникальных свойств волшебного кинжала, который почти всё время находится в центре повествования. Как было бы здорово, если бы реализация таких сюжетных линий обернулась тонким омажем «чёрного кино» в песчаных декорациях. Но ничего подобного мы не увидим. И дело вовсе не в том, что марокканским солнцем начисто выжигаются все основы атмосферы настоящего фильма «noir», для которого просто жизненно необходим мотив воды (дождя, влажных поблескивающих улиц, декораций портового города) и темноты (ночных или нарочито затемнённых сцен), а бескрайняя горизонталь песка не оставляет места вертикальным и косым линиям, радующим глаз ценителя немецкого экспрессионизма в классике «нуара». Не хватает какой-то особой магии – возможно, она придавлена бюджетом в полтораста миллионов долларов, а ведь любой уважающий себя «чёрный» фильм счёл бы хорошим вкусом мимикрировать под малобюджетные ленты категории «Б». В общем, «я узнаю его, когда увижу, но не могу описать словами»* явно не про наш случай.
Тем не менее, по ходу просмотра не покидает ощущение дежа-вю. Где-то уже ведь были те же ситуации, да и реплики героев практически позаимствованы откуда-то….вот вертится в голове, но никак не вспомнить… Вдруг отчётливо доходит: «Звёздные войны»! Ну конечно, «Персидский Лев» с его геройствами в битвах и «деревянным» поведением в отношениях с принцессой – вылитый Люк Скайуокер, принцесса Тамина в дворцовых сценах весьма напоминает королеву Амидалу из «Звёздных Войн», а когда один из ситхов….брррр…асассинов сказал главному злодею с экрана «Мы нашли часы, Повелитель», я чуть было не вскочил с места в порыве обличительства! «Принц Персии», между тем, как ни в чём ни бывало, вдруг переключился на весьма подробный пересказ «Индианы Джонса и последнего крестового похода»!
Можно ещё поискать истоки вдохновения создателей «Принца», сравнивая пейзажи и обычаи Долины Рабов с декорациями «Безумного Макса». Раскадровка в отдельных эпизодах кажется позаимствованной без каких бы то ни было изменений из «300 Спартанцев» (достойный фильм для цитирования, не откажешь)… Но суть, пожалуй, не в этом. Мои впечатления от фильма можно сравнить с ролью…. ГУМа-дублёра. Был раньше во Владивостоке такой универсальный магазин напротив Дома офицеров флота. Продавались там товары прежде всего для женщин и детей. Вещи, конечно, нужные и предназначены они были для весьма уважаемых целевых аудиторий. И всё же работать в этом универмаге считалось менее престижным, чем в основном ГУМе, и бывалые работники торговли знали: в «малый ГУМ» «сливались» все неликвиды, которые залежались на прилавках центрального магазина. Так и Джерри Брукхаймер словно «слил» в «Принца Персии» ошмётья материи, «вторяки», отбракованные им из некоей основной канвы деятельности. Не будем, однако, забывать, что и из такого варева продюсер-гений создаст весьма популярный и прибыльный товар! Чем и стал «Принц Персии» стоит признать, что успех ему гарантирован. Отнюдь не по причине выдающейся актёрской игры, конечно. Я вообще предлагаю принципиально не обсуждать в данном случае работу актёров и режиссёра. Мне кажется, что их всех можно было бы запросто заменить на компьютерные симуляции, никто и не заметил бы. Вот съёмочная группа из 1350 человек – это да. Ещё 500 человек (кроме шуток!), которые работали над фильмом в процессе монтажно-тонировочного периода – зачёт. Более 7000 костюмов, использованных основными героями, впечатляет (сообщается, что костюмер Пенни Роуз побила собственный рекорд, установленный ею в тех же «Пиратах»). Давид Белль в качестве консультанта по паркуру – респект (в конце-концов именно Белль и является изобретателем этого модного и зрелищного вида спорта). Всё это – труд, заслуга и репутация именно продюсера. Так что, за комплект достижений фильма поставим «галочку» Мистеру Блокбастеру и скажем ему «спасибо» за возможность порадовать близких пафосом дорогой постановки. Равно как и за полное отсутствие крови и пошлостей. Возможно, почти таким и должен быть фильм для «семейного» просмотра, (признаюсь, что рейтинг PG-13 для «Принца» кажется слишком суровым даже такому псевдоморалисту, как я). Вот только чувствуешь себя, сводив своих близких на ТАКОЕ зрелище, не очень правильно - будто купив Любимой подарок в секонд-хэндовском магазине, который известен шикарным отделом упаковки. И вот Свет Твоей Жизни радуется, а тебя гложат угрызения совести и в голове играет мелодия песни «Fake Plastic Trees»**
ПРИМЕЧАНИЯ:
*Сидни Поллак об определении фильма «нуар».
** (с) Radiohead 1995