Рецензия на фильм «Солнце»
Режиссер: Александр Сокуров
В ролях: Иссей Огата, Роберт Доусон, Каори Момои, Георгий Пицхелаури, Сиро Сано
Автор: Валерий Шульгинов
Отшумели волны «Меридиана Тихого» у родных берегов. За время фестиваля мы успели увидеть множество хороших картин, а также их создателей. Пусть не все они были удачны, каждая из них авторский взгляд на мир и культуру своей страны. Фестиваль закончился. Но несколько жемчужинок осели в сети наших кинотеатров.
«Солнце» Александра Сокурова – довольно странное кино. По своей сути – это фильм-портрет. Для режиссёра этот жанр не нов. Он уже снимал истории о Гитлере («Молох») и о Ленине («Телец»). Теперь же, устремив взгляд на Восток, Сокуров обращается к личности не менее загадочной японскому императору Хирохито. Он правил в трагичные для страны годы, когда Япония объявила о своей полной капитуляции во Второй мировой войне.
В фильме действие практически отсутствует, и вообще он кажется слишком затянутым. Поэтому как бы интересна не была личность императора смотреть фильм скучно. Не спеша показаны несколько дней из жизни Хирохито, когда Япония признала своё поражение. Разговоры с генералом Макартуром, представляющим американское правительство, личные наблюдения и размышления императора. В этом внешнем скрыто нечто глубокое. Необходимо сделать усилие, всмотреться и вслушаться в это кино, чтобы понять, что хотел донести до зрителя Сокуров.
Император в Японии – не просто человек, это Сын Солнца, спустившийся на землю. В этом суть философии Востока, сила традиции, уважение и преклонение перед императором, основанное не на силе, а на вере. Поэтому перед нами обычный человек, страдающий навязчивыми движениями, и он же Бог, который должен спасти страну от унижения. Ведь, по сути, он должен не просто признать поражение Японии, а всей восточной культуры перед Западом. Принять или отвергнуть мирный договор – выбор, который встаёт перед Хирохито. От него зависит будущее Японии. И Хирохито до конца остаётся со своим народом.
«Знаете, почему Америка не ловит рыбы? – спрашивает генерал Макартур в одной из бесед японского императора, просто гораздо дешевле её купить». Это совсем иной мир, и в нём нет ни Сына Солнца, ни традиций, ни проблем, что терзают душу императора. Этот мир не лучше, и не хуже, он просто другой, здесь все равны друг перед другом и все считают деньги. Хирохито интересен этот мир, те яркие краски, которыми он манит. Но какое странное, печальное чувство вызывает вдруг потухшая сигара в его руках.
Каждый увидит в этом фильме своё. Фестиваль «Меридианы Тихого» не единственный, где прошла демонстрация исторической драмы. На Берлинском фестивале этого года, работа Сокурова получила хорошие отзывы и даже вышла в прокат в Европе. Так что, если вы достаточно терпеливый и внимательный зритель, то это кино вам понравится.
«Солнце» Александра Сокурова – довольно странное кино. По своей сути – это фильм-портрет. Для режиссёра этот жанр не нов. Он уже снимал истории о Гитлере («Молох») и о Ленине («Телец»). Теперь же, устремив взгляд на Восток, Сокуров обращается к личности не менее загадочной японскому императору Хирохито. Он правил в трагичные для страны годы, когда Япония объявила о своей полной капитуляции во Второй мировой войне.
В фильме действие практически отсутствует, и вообще он кажется слишком затянутым. Поэтому как бы интересна не была личность императора смотреть фильм скучно. Не спеша показаны несколько дней из жизни Хирохито, когда Япония признала своё поражение. Разговоры с генералом Макартуром, представляющим американское правительство, личные наблюдения и размышления императора. В этом внешнем скрыто нечто глубокое. Необходимо сделать усилие, всмотреться и вслушаться в это кино, чтобы понять, что хотел донести до зрителя Сокуров.
Император в Японии – не просто человек, это Сын Солнца, спустившийся на землю. В этом суть философии Востока, сила традиции, уважение и преклонение перед императором, основанное не на силе, а на вере. Поэтому перед нами обычный человек, страдающий навязчивыми движениями, и он же Бог, который должен спасти страну от унижения. Ведь, по сути, он должен не просто признать поражение Японии, а всей восточной культуры перед Западом. Принять или отвергнуть мирный договор – выбор, который встаёт перед Хирохито. От него зависит будущее Японии. И Хирохито до конца остаётся со своим народом.
«Знаете, почему Америка не ловит рыбы? – спрашивает генерал Макартур в одной из бесед японского императора, просто гораздо дешевле её купить». Это совсем иной мир, и в нём нет ни Сына Солнца, ни традиций, ни проблем, что терзают душу императора. Этот мир не лучше, и не хуже, он просто другой, здесь все равны друг перед другом и все считают деньги. Хирохито интересен этот мир, те яркие краски, которыми он манит. Но какое странное, печальное чувство вызывает вдруг потухшая сигара в его руках.
Каждый увидит в этом фильме своё. Фестиваль «Меридианы Тихого» не единственный, где прошла демонстрация исторической драмы. На Берлинском фестивале этого года, работа Сокурова получила хорошие отзывы и даже вышла в прокат в Европе. Так что, если вы достаточно терпеливый и внимательный зритель, то это кино вам понравится.