Рецензия на фильм «Пророк»
Режиссер: Жак Одиар
В ролях: Нильс Ареструп, Алаа Умузун, Тахар Рахим, Жиль Коэн, Адель Беншериф, Реда Катеб
«Пророк», даже если принять во внимание его изначальную фестивальную направленность, фильм, безусловно, сильнейший. Несмотря на всю его очевидную затянутость. История Малика Аль-Джабуни (или как там его), 19-летнего арабского сироты, волей злой судьбы попавшего на север Италии, прекрасна и удивительна. Попал в тюрягу. Дали шесть лет. В первую же неделю схлопотал конфликт с сокамерниками не захотел поделиться кроссовками, а заступиться было некому. Еще через пару дней большие дяди попросили убить непростого человечка из соседней камеры. Плюс два: человечек мертв, зато у дядь теперь большие планы. Ну и что ты будешь делать?
«Убери свои руки, пидор гнойный!», «Мусор, бля, если ты наручники не снимешь, я в эту яму никогда не зайду!», «А теперь ты за драп просто возьмешь на клык», языком, на котором разговаривают герои «Пророка», можно упиваться бесконечно, если, разумеется, ваш вкус достаточно девиантен. Впрочем, героями их называть не сразу поворачивается язык: это люмпены, отбросы и гниды. Торговля травой в масштабах «шестьсот кило – это такая гора, что из-за нее ты вообще ничего не увидишь» это самое меньшее из зол, на которые они способны. А способны они на многое.
Но мы ударились в пересказ сюжета, а ведь это не дело. Куда лучше сказать, например, о религиозной составляющей «Пророка»: противостояние воинствующего ислама и католического христианства здесь дано в настолько буквальном анахроническом разрезе, что где-то внутри делает очень нехорошо прямо во время просмотра, не после него. От правды не убежишь: если ты не умеешь даже читать, то, сколько бы «отоварок» не приходило твоим товарищам, ты ничего не сможешь добиться. И выйдешь таким же оленем, как и зашел. Если доживешь, конечно.
Упоминание рогатых, естественно, не случайно. Олени играют ключевую роль в судьбе «шестерящего» Малика: благодаря дару предвидения, открывшемуся у него после первого убийства, он смог предостеречь компаньона своего босса от неминуемой смерти. После этого и получил погоняло «Пророк», и смог, что называется, подняться. Зашел красиво, любо-дорого глядеть. Очень любо. И очень дорого. И, как кажется папе по имени Цезарь, чересчур высоко. Пора поставить отрока на место.
Вся эта пост-христианская мораль с блудными детьми, пророками и мессиями разворачивается, буквально, в стакане, если так можно назвать современную Италию с ее неделями моды с одной стороны и неделями Берлускони с другой. Католическая мораль весьма сильно отличается от традиционной для наших земель православной. Но и для первой, и для второй Малик – равнозначно чужой. Он заключает союзы, ищет гешефты и мизерные прибыли, но он ни на секунду не забывает о том, что арабы держат его за корсиканца, а корсиканцы за араба. В тот момент, когда он перешагивает через свой внутренний страх, одолев всех демонов внутри себя, фильм становится совсем другим.
Но от этого не менее крутым. Ни в одном поступке Малика, равно как и его наспех сколоченной шайки, сомневаться не приходится совершенно. Им веришь от начала до конца. И пусть это не «Крестный отец», не «Лицо со шрамом» и даже, черт, не «Отступники». Криминальная драма в случае с «Пророком» очень даже удалась.