Рецензия на фильм «Операция Валькирия.»

 

Режиссер: Брайан Сингер

В ролях: Том Круз, Стивен Фрай, Карис ван Хаутен, Томас Кретшманн, Билл Найи, Теренс Стамп, Том Уилкинсон, Кеннет Брана, Эдди Иззард, Халина Рейн

Автор: Анатолий Филатов

Верхушка вермахта ведет проникновенные беседы о душе, Гитлер отсвечивает усами и большей частью молчит, одноглазый и однорукий полковник Штауффенберг подобно одному сказочному персонажу не расстается с чемоданчиком, в котором лежит бомба, способная взорвать Wolfenstein едва ли не целиком. Все это и миллион других мелочей, от «мессеров» и «юнкерсов» до колесящих по унылым серым дорогам «опелей», которые еще не подозревают, что через полтора года станут трофеями, создает на удивление цельную картину. Брайан Сингер может считать себя полностью реабилитированным: даем слово чести, что больше никогда не вспомним о голубом лосиновом кошмаре «Возвращения Супермена». Том Круз может считать себя помилованным: за одного фон Штауффенберга, произносящего «Я служу своей стране. Но сейчас это – не моя страна», можно простить преступления и похуже, чем «Война миров». По форме – стопроцентно камерный проект, но прирожденный блокбастер по своей сути, «Операция Валькирия» работает по принципу «Необходимо и достаточно», оказываясь одинаково понятной людям по обе стороны Атлантики.  

В 1944 году недовольство командующих армией Третьего Рейха собственным фюрером подошло к точке кипения. Незадолго до этого потерявший при бомбежке в Африке глаз и руку Клаус фон Штауффенберг получил звание полковника и был назначен командующим сухопутными войсками на одном из европейских направлений. Доказав свою преданность Германии, полковник входит в узкий круг посвященных, которые осознают: Адольф Гитлер ведет страну к поражению, оставить все как есть – значит не только проиграть, но и войти в историю как кучка бессовестных подонков, под гребенку которых победители очевидно зачешут проигравших. Гитлера совершенно необходимо убить, не для того даже, чтобы остановить машину – для этого в те годы не хватило бы, пожалуй, и куда более радикальных мер, – но для того, чтобы породить сомнение в том, что народом правит живой бог, доказать тщетность его посяганий на мировое господство и внести хаос в стан его истинных соратников. Бомбу взрывали трижды. Фюрера только ранили, да что там – просто контузили. В вечер последнего покушения на плацу расстреляли всех заговорщиков и еще свыше 300 человек – паранойя, знаете ли. Никакого секрета здесь нет, вся информация в свободном доступе, и тем сложнее была задача Сингера, промышлявшего ранее великолепными комиксами, паршивыми комиксами и средней руки хоррорами. В своем роде снимать «Операцию Валькирия» — то же, что и экранизировать тетрис: усаживаясь в кресло до начала фильма, ты прекрасно знаешь, что ждет тебя в финале. Но, как всякий по-настоящему удачный тетрис, фильм совсем не поход на средство для релаксации: мышцы напряжены, пальцы стиснуты, губы сжаты. Выражаясь языком рокапопса, слияние и поглощение.  

Отказавшись от зрелищности ради шероховатой бетонности натурализма, Сингер поместил Круза в малопривычную для того среду: никаких ассоциаций с «Миссия: невыполнима» или «Особым мнением» не возникает и в помине. В то же время пресловутая реалистичность, на исключительности которой продолжают настаивать все участники съемочного процесса, вплоть до разносчиков пиццы, уже дала почву для многочисленных спекуляций. Штауффенберг и заговорщики не хотели прекращения войны. Штауффенберг и заговорщики хотели захвата власти в собственные руки. Штауффенберг и заговорщики мечтали о воссоединении с союзниками и совместной атаке СССР. Штауффенберг и заговорщики были «рейхстаговскими мечтателями»: 300 человек, так или иначе посвященных в детали операции, не справились бы с девятимиллионной армией Рейха. Это – только начало, фильм едва-едва вышел в широкий прокат в России, а здесь «профессоров истории», с которыми, как всегда, их адвокаты, всегда хватало. Но - необходимо и достаточно, помните? Гитлер – был, фон Штауффенберг – был, бомба – была, казни – были. Достаточно. И главная заслуга «Операции Валькирия» в том, что фильм ни на секунду не дает усомниться, что все это было не так.

В этом, прежде всего, заслуга актерской команды. Спорить здесь не приходится, несмотря на то, что нацистская униформа и офицерские мундиры идут решительно всем, а повязка на глазу одним черным асимметричным провалом даже из какого-нибудь Джека Блэка сделала бы надежду человечества. Возможно, в реальной жизни Том Круз и не похож на настоящего мужика, а может быть, только он, единственный на всей Земле, на него и похож, но в «Операции» его Штауффенберг легко оставляет в своей тени практически всех. Тем ярче отражают его сияние, изрядно преломив собственной огранкой, Кеннет Брана, Билл Найи и Том Уилкинсон: кастинг явно не годится на роль слабого места «Валькирии». Если уж и предавать родину, то так, как это сыграли они.  

Фильм, заочно проклятый радикалами США и заочно же награжденный в Германии, «Операция Валькирия», возможно, и не претендует на место в пантеонах и залах славы (хотя сдается, что именно там она в результате и окажется). Но за одно можно быть спокойным: свое место в Вальгалле Том фон Штауффенберг уже заслужил.

Другие рецензии:  Олег Анохин

Билеты на события города

Билеты на событие «Русский оркестр. Концерт
Воскресенье, 19 января 2025
Хабаровская краевая филармония
Билеты на событие «Концерт
Среда, 22 января 2025
Хабаровская краевая филармония
Билеты на событие «Государственный концертный ансамбль
Среда, 22 января 2025
Хабаровская краевая филармония
Билеты на событие «Концерт
Пятница, 24 января 2025
Хабаровская краевая филармония
Билеты на событие «Оркестр CAGMO. Концерт
Пятница, 24 января 2025
Городской Дворец Культуры

Полная версия сайта