Рецензия на фильм «Валл-И»

 

Постер фильма

Режиссер: Эндрю Стэнтон

В ролях: роли озвучивали: Фред Уиллард, Джефф Гарлин, Бен Берт

Автор: Алекс Экслер

Земля в иллюминаторе, Земля в иллюминаторе, Земля в иллюминаторе видна — для пассажиров огромного космического корабля "Аксиома". Собственно, даже и не видна, потому что они улетели далеко-далеко — туда, куда не доносятся жуткие запахи колыбели той цивилизации, которая загадила сама себя. Да-да, Земля опустела — теперь там возвышаются груды мусора и бегают всегда и везде выживающие создания, способные пережить все на свете. (Нет, это не то, что вы подумали, это тараканы.)

А еще на Земле остался маленький робот-мусорщик ВАЛЛ-И (Вселенский Аннигилятор Ландшафтный Легкий — Интеллектуальный). Все его собратья давно выключены и отправились в ласковые объятия ржавчины, но ВАЛЛ-И почему-то не выключен, поэтому он, как и встарь, остается на боевом посту: собирает мусор, закладывает его в свое металлическое пузо, прессует, после чего строит новые мусорные небоскребы из получившихся кубиков.

Вечера ВАЛЛ-И проводит в своем любимом контейнере, где он собрал целую коллекцию интересных и любопытных вещей, оставшихся от людей. Кроме того, у робота есть кассета с доисторическим музыкальным фильмом, и ВАЛЛ-И готов часами смотреть, как люди танцуют, взявшись за руки, и поддаются всяким романтическим настроениям. Роботу тоже хочется поддаваться романтическим настроениям — чем он хуже, правильно? А то ведь можно все микросхемы пожечь с тоски по общению, когда у тебя годами под боком только какой-то таракан.

Однако как-то раз ВАЛЛ-И улыбнулась удача. На Землю спустился космический корабль, который высадил роботессу ЕВА. ВАЛЛ-И, конечно, увидев ЕВА, был просто сражен — гладкие обводы корпуса, ослепительно белый пластик, неземной блеск светодиодов, мощные манипуляторы, способные удержать яйцо, не раздавив, и распылить гору, не моргнув, — словом, маленький робот-мусорщик просто влюбился.

Поначалу ЕВА не обращала на ВАЛЛ-И никакого внимания. Она что-то упорно искала на Земле, но это явно был не робот-мусорщик. А потом случилось так, что ВАЛЛ-И подружился с ЕВА и показал ей самое драгоценное, что у него есть. Одна из этих драгоценностей вызвала у ЕВА просто шок, за ней прилетел корабль и повез роботессу далеко-далеко — туда, где в невесомости плавает корабль "Аксиома". Но ВАЛЛ-И не может позволить только-только обретенной подруге оставить его в обществе одного лишь таракана. ВАЛЛ-И последует за ней, и теперь его ждут намного более интересные приключения, чем прессовка мусора.

"ВАЛЛ-И" снят в студии Pixar режиссером Эндрю Стэнтоном, который создал "Жизнь насекомых", "В поисках Немо", а также участвовал в написании сценариев к "Истории игрушек" и "Корпорации монстров".

Выйдя на экраны, мультфильм произвел буквально фурор и у критиков-журналистов, и у зрителей. В прессе раздавались исключительно восторженные отклики, а на IMDB "ВАЛЛ-И" занял аж 19-е место в Top 250 фильмов всех времен и народов, причем "Шрэк" в Top 250 вообще не вошел, "В поисках Немо" там на 139-м месте, а "История игрушек" — на 176-м.

Такой неслыханный ажиотаж (да еще и по поводу мультика) говорил о том, что в Pixar сняли что-то неслыханное и невиданное. Но что же это, что, если фильм всего-то о любви робота-мусорщика и роботессы-разведчицы?

Пошел смотреть. Посмотрел. Сразу скажу — бешеных восторгов не разделяю. Однако вполне понимаю тех, кто этот мультик считает просто-таки шедевром. Тут все дело в малюсеньком крючочке — зацепит или не зацепит. Если зацепит, то вы будете смотреть этот фильм затаив дыхание, нервно смахивая слезу, предательски вскипающую в уголке глаз. Если не зацепит, то все равно посмотрите не без удовольствия, однако, слушая бурные восторги некоторых зрителей, будете несколько недоумевать — с чего это они так распалились.

Но давайте попробуем проанализировать более или менее отстраненно, без лишних эмоций. По жанру "ВАЛЛ-И" заметно отличается от остальных знаменитых мультфильмов (неважно каких студий): "Шрэк", "История игрушек", "Подводная братва", "Кунг-фу панда" и так далее — от него бесконечно далеки. В этих мультфильмах акцент делался на пародиях и хохмах, а в "ВАЛЛ-И" даже диалогов практически нет, не говоря уж о хохмах как таковых. По стилю и настроению к "ВАЛЛ-И" ближе всего, пожалуй, "В поисках Немо" (того же режиссера), но и то — эти произведения все-таки сильно отличаются.

В "ВАЛЛ-И" создатели сделали то, что обычно было прерогативой только живых актеров: они заставили персонажей фильма (прежде всего — самого ВАЛЛ-И) выражать глубокие чувства и эмоции без слов — жестами и взглядами. Это очень и очень сложно, но у них получилось. Что там вытворяет эта жестянка-мусорщик — просто нужно видеть! И понимать, что в Pixar подобрали самое, казалось бы, нелепое создание — квадратного, облупленного и проржавевшего робота, — но заставили его играть так, что часть зрителей просто сидит с глазами на мокром месте.

Как бы в противовес роботу люди в мультике — малоэмоциональные и примитивные. Впрочем, они там по сюжету страшно разжирели в корабле, поэтому и с эмоциями наблюдается большая напряженка.

Мораль и главная мысль в "ВАЛЛ-И" — прямолинейны и даже примитивны. Ах, робот-мусорщик полюбил роботессу-разведчицу. Ах, во имя этой неземной любви он рванул за ней через космос к пославшему ее кораблю. Ах, разжиревшие люди в корабле решили, что раз на Земле вырос хоть один росточек, они должны срочно возвращаться на свою помойку — потому, сынок, это наша Родина.

В результате фильм, на мой взгляд, получился достаточно детский, хотя нельзя не признать, что реализованы эти нехитрые мысли так, что даже взрослым это обязательно нужно посмотреть.

Мне показалось, что вторая половина мультика заметно просела. Там, где пошел корабль "Аксиома" и всякие приключения роботов и капитана на борту, — уже совсем обычный детский мультик. А вот первая половина, где одинокий ВАЛЛ-И собирает всякое барахло и аккуратно обставляет свою уютную холостяцкую квартирку в контейнере, — это практически шедевр. Если бы они продолжили в том же духе — шедевральным был бы весь мультфильм.

Впрочем, подчеркиваю, очень многие зрители со мной не согласны. Подавляющему большинству из них "ВАЛЛ-И" понравился весь без всяких оговорок, и они считают его шедевром. Имеют право, и более того — я их в чем-то понимаю.

На мой же взгляд — шедеврально нарисован сам маленький робот, блестящая первая часть фильма (до отлета), ну и просто забавный и качественный мультик после этого. До шедевра весь фильм не дотягивает, но в общем и целом — безусловно, событие. В первую очередь потому, что в Pixar показали, как рисованные актеры (причем абсолютно любые, хоть проржавленный ящик с гусеницами) могут изображать эмоции даже без слов. В этом смысле мультик — просто прорыв.

Оценки по пятибалльной системе
Зрелищность — 5+
Актерская игра — 4
Режиссерская работа — 5
Сценарий — 4
Кратко о фильме — отлично нарисовано
Нужно ли смотреть — да

 © Алекс Экслер www.exler.ru

Другие рецензии:  nitzer
Полная версия сайта