Абсолютный слух
Выпуск от 22.01.2025
Сюжеты: музыка Николая Каретникова - бескомпромиссного представителя советского послевоенного авангарда - редко звучала в концертных залах при жизни композитора. То, что его творчество находилось в немилости у руководства страны, вовсе не удивительно, ведь основой композиторского стиля Каретникова служила додекафония. Творческое наследие композитора, ушедшего из жизни в 1994 году, разнообразно - это оперы и балеты, симфонические, хоровые и камерные произведения, духовные песнопения, а также музыка для многочисленных театральных постановок, кинолент и мультфильмов; в наши дни женщины-виолончелистки играют почти во всех оркестрах наравне с мужчинами. Но так было не всегда. Первой женщиной, осмелившейся посвятить свою жизнь виолончели, была француженка Элиза Кретьен, выступавшая под красивым итальянизированным псевдонимом Лиза Кристиани. Преодолев общественные предрассудки и благодаря своему таланту Лиза Кристиани покорила музыкальный мир; ансамбль музыкантов, играющих на пяти медных духовых инструментах, носит название брасс-квинтет. Если обратиться к многовековой истории музыкального искусства, то такой оригинальный состав исполнителей сложился относительно недавно. По некоторым данным брасс-квинтет появился на рубеже ХХ века, и одним из тех, кто помог становлению жанра, был музыкант-любитель по имени Виктор Владимирович Эвальд. Он хорошо играл на виолончели, был активным участником беляевского музыкального кружка и автором нескольких сочинений, в том числе и для брасс-квинтета.
Сюжеты: музыка Николая Каретникова - бескомпромиссного представителя советского послевоенного авангарда - редко звучала в концертных залах при жизни композитора. То, что его творчество находилось в немилости у руководства страны, вовсе не удивительно, ведь основой композиторского стиля Каретникова служила додекафония.
Творческое наследие композитора, ушедшего из жизни в 1994 году, разнообразно - это оперы и балеты, симфонические, хоровые и камерные произведения, духовные песнопения, а также музыка для многочисленных театральных постановок, кинолент и мультфильмов; в наши дни женщины-виолончелистки играют почти во всех оркестрах наравне с мужчинами. Но так было не всегда. Первой женщиной, осмелившейся посвятить свою жизнь виолончели, была француженка Элиза Кретьен, выступавшая под красивым итальянизированным псевдонимом Лиза Кристиани.
Преодолев общественные предрассудки и благодаря своему таланту Лиза Кристиани покорила музыкальный мир; ансамбль музыкантов, играющих на пяти медных духовых инструментах, носит название брасс-квинтет. Если обратиться к многовековой истории музыкального искусства, то такой оригинальный состав исполнителей сложился относительно недавно. По некоторым данным брасс-квинтет появился на рубеже ХХ века, и одним из тех, кто помог становлению жанра, был музыкант-любитель по имени Виктор Владимирович Эвальд.
Он хорошо играл на виолончели, был активным участником беляевского музыкального кружка и автором нескольких сочинений, в том числе и для брасс-квинтета.
Продолжительность
45 минут
Производство
Телеканал "Культура"
Россия
2009