Зальцбургская постановка бессмертной оперы Верди о конфликте любви и власти: Риккардо Мути – за пультом, Анна Нетребко – на сцене.
Дебют Анны Нетребко в священной для каждой сопрано партии Аиды произошел в 2017 году в Зальцбурге, когда за пультом стоял великий Риккардо Мути. Соединение уже этих двух имен сделало постановку едва ли не самой востребованной за всю историю фестиваля. Режиссёр спектакля – звезда современного искусства, иранская художница Ширин Нешат. Итог: графичная, вневременная, обобщенно-символическая «Аида», филигранно отточенная в музыкальном отношении.
Австрийская пресса писала, что у спекулянтов билеты на «Аиду» в Зальцбурге 2017 года доходили до рекордных 3500 евро за кресло. И это неудивительно – слишком многое сошлось в этом уникальном художественном событии. «Аида» – самая масштабная и одна из самых популярных опер Джузеппе Верди – в Зальцбурге ставилась лишь второй раз всю историю фестиваля. Музыкальным руководителем стал великий Риккардо Мути, который последние годы крайне редко занимался оперными постановками, предпочитая концертное исполнение. Наконец, Анна Нетребко дебютировала в окруженной особым пиететом среди сопрано партии эфиопской принцессы-рабыни. И тем обозначила новую веху в захватывающей эволюции своего голоса от легких колоратурных партий к более центральным и даже низким. (Заметим в скобках, что записи, демонстрируемые в проекте OperaHD, дают прекрасную возможность проследить это развитие).
Ставить «Аиду» пригласили тоже дебютантку – живущую в Нью-Йорке иранку, прославленную художницу и кинорежиссера Ширин Нешат, от которой ждали нового взгляда на проблему отношений женщины и иерархической мужской власти. В итоге Нешат и художник Кристиан Шмидт решили не шокировать зальцбургскую публику и сделали эстетизированный, обобщенный, лишенный привязки к конкретному месту и времени спектакль, весьма туманно противопоставляющий главную героиню союзу военных, политиков и религиозных лидеров. Ничто не отвлекает от Верди в отточенном, нюансированном исполнении прекрасного коллектива. Венский филармонический оркестр и хор Венской государственной оперы звучат безупречно. Партнеры Нетребко по сцене – тоже из первого ряда оперных имен. Франческо Мели (Радамес) и Екатерина Семенчук (Амнерис) дарят нам величественные музыкальные образы героев, каждый из которых вынужден делать трагический выбор между любовью и долгом.
Действующие лица и исполнители:
- Аида - Анна Нетребко;
- Amneris - Екатерина Семенчук;
- Радамес - Франческо Мели;
- Рамфис - Дмитрий Белосельский;
- Амонасро - Лука Сальси.
Над спектаклем работали:
- Дирижер - Риккардо Мути;
- Режиссер - Ширин Нешат;
- Художник - Кристиан Шмидт;
- Художник по костюмам - Татьяна ван Вальсум;
- Художник по свету - Райнхард Трауб.