Рецензия на фильм «Парфюмер: история одного убийцы»
Режиссер: Том Тиквер
В ролях: Бен Уишоу, Дастин Хоффман, Алан Рикман, Рэйчел Херд-Вуд, Сэм Даглас, Альба Фер, Сара Форестье, Коринна Харфаух, Каролине Херферт, Биргит Минихмайр
Автор: Алексей Коропский
Нынешний год стал довольно «урожайным» на экранизации книжных хитов последних десятилетий. И если весной весь околокиношный мир обсуждал «Код да Винчи» режиссера Рона Ховарда, то осень принесла долгожданную премьеру одного из самых читаемых романов второй половины двадцатого века – творения немца Патрика Зюскинда Парфюмер: история одного убийцы , воплощенного на киноэкране небезызвестным немецким же режиссером Томом Тыквером.
Решая для себя организационное построение будущей экранизации, каждый режиссер стоит перед выбором: показать свое видение книги и тем самым немного изменить сюжет, или отдельные его части, либо дословно передать текст в визуальных образах, неотступно следуя букве первоисточника. Как правило, что тот, что другой варианты вызывают недовольство зрителей – первый в основном у книжных фанатов из-за отклонения от оригинала, второй у рядовых зрителей из-за неизбежной занудности и затянутости. Том Тыквер решил пойти соломоновым путем: не отказываясь от дословности, он ровно вдвое сократил количество событий в развитии истории. И в этом, несомненно, его заслуга.
Решая для себя организационное построение будущей экранизации, каждый режиссер стоит перед выбором: показать свое видение книги и тем самым немного изменить сюжет, или отдельные его части, либо дословно передать текст в визуальных образах, неотступно следуя букве первоисточника. Как правило, что тот, что другой варианты вызывают недовольство зрителей – первый в основном у книжных фанатов из-за отклонения от оригинала, второй у рядовых зрителей из-за неизбежной занудности и затянутости. Том Тыквер решил пойти соломоновым путем: не отказываясь от дословности, он ровно вдвое сократил количество событий в развитии истории. И в этом, несомненно, его заслуга.
«Парфюмер» Зюскинда – это весьма своеобразный роман. Слова в нем играют лишь роль контейнера, который содержит чувства и переживания, через буквы писатель мастерски передает читателю в первую очередь эмоции. Пожалуй, именно это – один из залогов невероятной популярности романа. И именно это – главная сложность в его экранизации. Несомненно, задача перенесения на экран того буйства ароматов и эмоций, которое сопровождает историю на протяжении всего ее развития, на первый взгляд кажется практически невыполнимой. И здесь вся надежда возлагается уже не столько на режиссера, но почти исключительно на актерское мастерство исполнителей главных ролей. И к их чести стоит отметить, что со своей задачей они справились отменно.
Как передать кинозрителю ощущение самого прекрасного, или самого неуловимого в мире аромата? В арсенале актера есть множество визуальных средств, но вот над обонянием зрителя он не властен. Лишь мастерское владение имеющимся арсеналом позволяет актеру приблизить аудиторию к тем ощущениям и переживаниям, которые могли бы возникнуть, услышь она те самые ароматы. Мимика, едва уловимый огонь в глазах, легкий наклон головы – все это складывается в одно целое впечатление, которое и остается в памяти без лишних деталей. Именно такое исполнение главной роли Жана-Батиста Гренуя, которое дарит зрителям британский актер Бен Уишоу, наверное, и есть если не единственно возможное, то наиболее близкое к идеалу.
Да, и прочие актеры, такие как американец Дастин Хоффман, или англичанин Алан Рикман не дают ни единого шанса усомниться в искренности всех переживаний, которые вызывают в их душах самые тонкие ароматы, или самый необъяснимый страх неизвестного.
И все же, несмотря на блистательное исполнение, есть в этом фильме и свои недостатки. Одним из камней преткновения в бесконечных спорах режиссерских школ и направлений всегда был закадровый голос. Одни считают его использование классикой жанра, а другие – показателем бессилия режиссера перед поставленной задачей: ведь если он не смог средствами величайшего искусства кино выразить то, что было задумано, то голос рассказчика за кадром уже никак не сможет спасти ситуацию. Как бы то ни было, но Тыквер от «войсовера» отказываться не стал, а уж насколько правильным было его решение, пусть каждый решает для себя.
Еще один немаловажный нюанс: складывается впечатление, что фильм «Парфюмер: история одного убийцы» снят как красивое дополнение к литературному произведению. Кажется, что многое в этой истории ускользнет от внимания и понимания зрителя, не читавшего книгу Зюскинда. Можно опять свести все к работе режиссера, актеров, операторов и так далее, но, если попытаться копнуть глубже, быть может, таким и был замысел – ведь кино призвано заставлять людей задумываться и обращаться к первоисточнику. И наверняка после просмотра фильма многие из тех, кто не попал в волну всеобщего увлечения чтением в те годы, когда был в моде Зюскинд, захотят прочитать книгу, глубже понять мир Гренуя, глубже проникнуть во всю красоту этой истории.
Впрочем, независимо от того, читали вы «Парфюмера» или только планируете, обязательно сходите в кино и посмотрите на великолепную работу настоящих профессионалов своего дела. Это очень красивый и приятный фильм. Это фильм, выходя после просмотра которого, невольно прислушиваешься к запахам ночного города, улавливая самые незначительные его ноты, и понимая, насколько важную роль играет в нашей жизни самая незаметная ее часть – летучее царство запахов.
Другие рецензии: Алекс Экслер,