Рецензия на фильм «Смывайся!»
Режиссер: Дэвид Бауэрс, Сэм Фэлл
В ролях: В русской версии роли озвучивают Иван Ургант и Яна Чурикова
В последние годы у зарубежных кинодеятелей сложился беспроигрышный рецепт создания полнометражных мультфильмов, применив который можно добиться не только успеха у зрителей, голосующих, как известно, рублем (долларом или евро в соответствующей действительности), но и благосклонности критики, побуждающей зрителей совершить этот символический акт голосования.
Разложить этот «рецепт» на компоненты большого труда не составляет. Во-первых, не секрет, что зрители любят животных. Двуногих собратьев по разуму нам хватает как в повседневной жизни, так и в игровом кино. Гораздо больше нас умиляют хвостатые и четвероногие, которые, впрочем, ведут себя практически неотличимо от братьев своих бóльших: организуются в сообщества, решают те же проблемы и испытывают такие же чувства.
Главным героем картины «Смывайся!» стала, как бы со стороны это ни выглядело, домашняя крыса Родди из аристократической семьи. Жизнь аристократа скучна и неразнообразна – есть все условия для полноценной жизни, но компанию в этой жизни ему составляют лишь надменные и фальшивые куклы, не способные даже пожелать доброй ночи. Немного перца в эту монотонность добавляет весьма экзотичным способом появляющийся канализационный грызун Сид, открывающий Родди дверь в неведомый ему мир простых его собратьев, живущих там, где не видно неба, но по всем законам небольшого провинциального городка.
Вторым немаловажным элементом полнометражных мультфильмов стало введение в сюжет некого характерного персонажа, который уже при одном своем появлении на экране вызывал бы оживленную реакцию зрителей. Если, например, в «Ледниковом периоде» это была незабвенная саблезубая белка, то в «Смывайся!» это некие канализационные слизни, склонные к истерикам и паническому бегству со скоростью спящей улитки. Эти слизни – на самом деле самая большая находка режиссеров «Смывайся!». Ничто на экране не вызывало такой оглушительный хохот зрителей, какой вызывало даже простое появление стайки слизней. Больше того, если белка в «Ледниковом периоде» была лишь своеобразной «фишкой», перебивкой, лишь к концу второго фильма имевшей влияние на основной сюжет, то слизни в «Смывайся!» это своего рода древнегреческий хор, который принимает непосредственное участие в действии, комментируя его на свой лад.
Кстати, на этих комментариях стоит остановиться подробнее. В качестве средства самовыражения слизней избрано исполнение узнаваемых музыкальных хитов как современности, так и проверенных времени. Несмотря на то, что в российском прокате большая часть из этих песен переведена на русский язык, меломаны узнают и Creedence Clearwater Revival, и Бобби Макферрина с нетленным хитом “Don’t Worry Be Happy”, и даже “Lonely” репера Akon, и многие другие. Заставляя зал подпевать, этот своеобразный древнегреческий хор все же не делает из картины мюзикла. Наоборот, здесь обширно присутствует хороший комедийный прием, когда сопровождающие картинку музыка и звуки не берутся ниоткуда, и их источник указывается явно. Если напряженный момент сопровождает тревожная музыка, значит где-то под ногами с серьезным видом бэк-вокалиста притаился слизень, подвывающий для соответствия пафосу момента. Если французской делегации сопутствуют звуки аккордеона, значит один из членов этой компании оказывается с инструментом в руках, и так далее.
Неотъемлемым элементом полнометражной анимации в последнее время стали непременные перифразы, аллюзии и даже прямые цитаты из других фильмов, ставших в свое время хитами. Это своего рода игра, навязываемая создателями картины искушенному в области развлекательного кино зрителю – как много скрытых и не очень отсылок сможет найти он в фильме. Эти в некотором роде пародийные цитаты могут быть как очевидными, чтобы их смог распознать каждый, так и очень искусно спрятанными – для самых-самых почитателей массового кино. Никто не уйдет от явных аллюзий на «В поисках Немо», «Уоллеса и Громмита» и «Супермена». Чуть более внимательные увидят намеки на «Ледниковый период 2» в городском сумасшедшем-кликуше, да и не только в нем. В развязке несложно увидеть постер фильма «Послезавтра», а в одном из героев – Эркюля Пуаро. Чуть более изящны цитаты из французской трилогии «Такси», великолепно использованы эпизоды и приемы из всех трех «Терминаторов». А самые проницательные зрители не смогут не вспомнить фильмы «Лемони Сникет: 33 несчастья», и даже совсем недавний «Код да Винчи», на который в «Смывайся!» указывает лишь одна, едва заметная, но очень красноречивая деталь. И ведь это далеко не полный список – создатели мультфильма изрядно постарались, чтобы даже в отрыве от основных событий картины внимание зрителя не ускользало ни на секунду. А от этого становится даже интересней.
Нельзя не сказать пару слов о технике создания фильма «Смывайся!». Основой рекламной кампании этой картины был постулат о том, что создан он теми же людьми, которые дали миру «Шрека» и «Уоллеса и Громмита». Вполне логично было бы ожидать того, что мультфильм окажется наполовину компьютерным, а наполовину – пластилиновым. Вышло все немножко иначе – картинка оказалась полностью компьютерной, но настолько стилизованной под пластилиновую, что разницу заметить с первого раза довольно сложно. Наверное, это и есть тот самый синтез искусств, когда новые технологии создаются для того, чтобы имитировать старые. В данном случае мимикрия выполнена успешно.
Мультфильмы уже довольно давно, со времен диснеевских «Бэмби» и «Белоснежки» перестали быть ориентированными только на детей. Скорее даже наоборот, современная мультипликация выпускается с расчетом на взрослых зрителей, в каждом из которых сидит ребенок. Именно поэтому мультфильмы сейчас выполняют роль какого-то отвлекающего элемента, позволяющего со спокойной совестью убить час-другой своего дорогостоящего времени лишь на безудержный смех и хорошее настроение. В этом и отличие мультипликации от игрового кино – здесь можно быть несерьезным. Здесь не нужны какие-то философские или бытовые проблемы, которых и так хватает повсюду, что и доказала предыдущая не совсем удачная попытка английских компьютерных мультипликаторов «Вэлиант: пернатый спецназ».
«Смывайся!» это своеобразный бурлеск, рассказывающий о низком высоким штилем. Кто бы мог подумать, какую опасность для подземных обитателей представляет перерыв в финальном матче чемпионата мира по футболу! Но мало об этом подумать, авторы картины умудрились даже изобразить эту проблему, практически не приближаясь к пресловутой черте дозволенности, а наоборот – с шутками, безудержным весельем и легким налетом аристократичности. Таков стиль современной мультипликации, таков стиль современного превращения будней в выходные в полумраке кинозала. И Том Джонс на финальных титрах задаст вам мелодию для насвистывания на ближайшие пару дней.