Рецензия на фильм «Апокалипсис»
Режиссер: Мел Гибсон
В ролях: Руди Янгблад, Далия Эрнандес, Джонатан Брюэр, Моррис Бердйеллоухэд, Карлос Эмилио Баэс, Амилькар Рамирес, Израэл Контрерас
Автор: Алексей Коропский
Мел Гибсон дорвался до непаханого поля псевдоисторических сюжетов, вложив в которое хорошие деньги, можно получить неплохой «урожай», причем не только в финансовом выражении. Очередной его фильм в этом направлении – «Апокалипсис» – выхватывает одну неделю из предполагаемой истории древней цивилизации майя, а точнее некоторых ее представителей, большую часть фильма с разными целями передвигающихся по окрестным джунглям.
С самого начала фильма, как только переводишь дух от внезапной погони за тапиром, ощущаешь себя зрителем канала «Дискавери», рассказывающего о быте индейцев в инсценированных ситуациях. На самом деле, этнографическая часть фильма Гибсону удалась на славу: и быт небольшого племени в джунглях, и огромный людской муравейник в городе майя показаны с удивительной степенью детализации. И пусть даже многое из показанного лишь предположения, но такова специфика псевдоисторического кино.
Зрительно, «Апокалипсис» разделен на три части. В первой из них речь идет об уже упоминавшемся небольшом индейском племени, его быте и нравах. Из скабрезных шуток над товарищем с романтическим именем Тупой Конец мы узнаем, что за тысячи лет люди практически не меняются, а разглядывая пирсинг и шрамы на смуглых телах, несомненно вспоминаем кого-то из своих знакомых. Да, похоже, что за много лет, прошедших с описываемых событий, люди лишь немного лучше стали одеваться, да дома стали строить понадежнее, а суть человеческая осталась неизменной. Неизменной она осталась в том числе и в вечном стремлении к войне и унижению более слабых. Со вторжения в тихую размеренную жизнь племени воинствующих «горожан» начинается вторая, самая насыщенная часть картины, где в мельчайших подробностях показана вся жестокость и беспощадность людей майя.
Довольно интересно изображена городская жизнь представителей этой некогда великой цивилизации. Вопреки всем романтичным представлениям, жизнь на фоне ацтекских пирамид по современным меркам была просто мерзкой: толпы людей, смрад, нищета, злоба в глазах, кровавые зрелища и развлечения – вряд ли у кого-то именно такие ассоциации возникают при упоминании майя. Но именно эти эпизоды, наверное, наиболее точно показывают позицию режиссера, который после бешеного коммерческого успеха «Страстей Христовых» получил известную свободу самовыражению. Теперь он может не идти слепо на поводу у зрительских ожиданий, которые, как известно, порой весьма и весьма значительно ограничивают самовыражение создателей любых форм искусства, но реализовывать свой творческий замысел. Естественно, до определенного предела.
Третья условная часть фильма получилась очень динамичной, напомнив разом и «Беги, Лола, беги», и «Прогулку», и что-то еще. На самом деле, вся последняя треть фильма – это непрекращающаяся погоня, погоня не знающая усталости, остановок и пощады, а от этого не менее зрелищная, чем все предыдущие части.
Естественно, по уже заведенной традиции, все герои картины говорят исключительно на родном языке майя. Сама практика использования вымерших, либо редких и древних языков довольно сомнительная, но вот тот факт, что перевод дается в виде субтитров, несомненно, можно отнести к достоинствам фильма.
«Апокалипсис» по своей сути – это своеобразная этнографическая экскурсия, где подробно показаны как сами индейцы во всей красе, так и их быт, обычаи и обряды. Вместе с тем, в первую очередь «Апокалипсис» это коммерческий художественный фильм, а это значит, что превыше этнической и исторической достоверности в нем стоит зрелищность, и ее – хоть отбавляй. И наверняка кто-то действительно захочет поубавить число чересчур анатомически натуралистичных моментов, как-то: размозжение тел, отрубание голов, горы из десятков и сотен посиневших обезглавленных трупов, реки крови и тому подобные, ничуть не уступающие в своей натуралистичности какой-нибудь «Пиле», сцены. Но в этом ведь и вся специфика кино в стиле Гибсона – откровенного, беспощадного и претендующего на реалистичность.
Несмотря на то, что «Апокалипсис» больше всего напоминает фильм Би-Би-Си про аборигенов центральной Африки, очень четко в нем чувствуется рука американского кинематографа, куда ж без него. Здесь наличествуют все приметы классических историй про то, как один человек оказывается хитрее, быстрее и сильнее всех своих врагов вместе взятых. Этакий супергерой в набедренной повязке. Кстати, сами набедренные повязки в «Апокалипсисе» выполняют роль белоснежных в любых обстоятельствах зубов героев голливудских фильмов про современность: так же как и сияющие фарфоровым блеском ровные ряды жемчужин во рту даже последнего бедняка из забытой богом деревушки где-нибудь на диком Западе, набедренные повязки майя не подвержены никаким внешним влияниям: грязь, вода, краска, драки, кровь – все им нипочем! Конечно, не стоит забывать и о том, что в настоящих американских фильмах выстрелы никогда не попадают в главного героя. Лучшие воины майя с сотни метров могут попасть копьем в глаз движущейся мишени, или рассчитать траекторию мортирного лета булыжника с точностью до сантиметра, но вот метко выстрелить из лука по той мишени, которая нужна больше всех, уже выше их возможностей. Впрочем мы привыкли к этому, и даже почти не удивляемся. Так же, как и не удивляемся хэппи-энду. То есть, конечно, все рады и довольны, что плохие получили по заслугам, а хорошие будут жить долго и счастливо, но в глубине души каждый из зрителей «Апокалипсиса», наверное, испытывает некую досаду: «Ну неужели все это было зря? Все это напряжение и нервы, зверства и бесчеловечность, осиротевший котенок ягуара, наконец?». А что поделать, таковы законы рынка.
«Апокалипсис» несомненно заинтересует всех поклонников экзотических племен и телепутешествий в далекие сказочные страны. Да и на самом деле, фильм похож на какую-то смесь незабвенной программы Сенкевича «Вокруг света» и нашумевшей в свое время картины «Ад каннибалов», вобрав в себя все лучшее от них. Фильм сам по себе красив и интересен, но обязательно нужно иметь в виду, что людям со слабыми нервами и излишней восприимчивостью к виду литров крови лучше воздержаться от просмотра. А в целом, довольно ожидаемый продукт на ожидаемо высоком уровне. Теперь будем ждать от мистера Гибсона историю про Атлантиду – всем не терпится узнать, что же случилось на самом деле.
Другие рецензии: Олег Анохин