Рецензия на фильм «Дежа вю»
Режиссер: Тони Скотт
В ролях: Дэнзел Вашингтон, Пола Паттон, Вэл Килмер, Джеймс Кэвизел, Брюс Гринвуд, Адам Голдберг, Мэтт Крэйвен, Ричи Монтгомери
Автор: Олег Анохин
Дежа вю — ощущение уже виденного. В целом фильм «Дежа вю» полностью оправдывает свое название, оставляя грустное ощущение уже не раз виденного и слышанного. Давным-давно у группы ДДТ была песня о счастливой для некоторых советских «детей» жизни. Песня про мальчиков-мажоров, которые, среди прочего, занимались тем, что лепили фильмы о счастливом быте. Режиссер Тони Скотт, подобно советскому мальчику-мажору, слепил фальшивый фильм о счастливой жизни, которая, если случайно и повернется к честным гражданам задницей, всегда можно включить обратную перемотку и все исправить.
«Дежа вю» — это фантастика. Не в смысле большой кинематографической удачи, а как жанр: в фильме успешно действует настоящая машина времени, которая переносит в прошлое сначала свет фонарика, потом записку, а в конце и целиком героя Дензела Вашингтона, одетого в майку и семейные трусы.
Обычно, чтобы заставить зрителей верить в реальность происходящих на экране невероятных событий, авторы громоздят свои фантазии на фундаменте из правдивых, знакомых каждому ситуаций. В «Дежа вю» этот прием не работает. Кроме совершенно фантастических сцен с машиной времени нам предлагают еще большую фантастику: полицейские исправляют грамматические ошибки в записке, которая должна отправиться в прошлое, чтобы предотвратить теракт.
— «Террорист» пишется через «о». — замечает герой Вэла Килмера. – Раз уж мы тратим столько денег налогоплательщиков, то хотя бы писать должны без ошибок.
Как оказывается схожи проблемы их полицейских и наших ментов: и на тех, и на других уходит уйма денег, и те, и другие не умеют писать. Интересно, вечерние школы еще остались? Ведь это реальное и недорогое решение проблемы. И не так страшно работу потерять: погонят из «органов», например, за коррупцию, так ведь грамотный везде сгодится.
Действие «Дежа вю» разворачивается в Новом Орлеане, который был сильно подпорчен наводнением, принесенным прошлым летом ураганом Катрина. Однако, в лучших традициях «лакировщиков действительности», в киноленте ничто не напоминает о недавней трагедии. Перед нами сверкающий чистый город. И только логово «террариста» находится в покинутом людьми квартале смытых наводнением домов. В одном из этих грязных, гниющих зданий псевдопатриот готовит взрывчатку и вынашивает коварные планы мести. За что мстит? Внимание! Мстит парень за то, что его не взяли в армию. Такая вот правда жизни.
И, похоже, единственной правдой в фильме была фраза несостоявшегося рядового, вынужденного от отчаяния податься в террористы:
— Мужчине всегда не хватает алкоголя, табака и оружия, — говорит дюжий малый, смачно затягиваясь сигареткой.
Не знаю, как на счет оружия, а вот, судя по некоторым моим знакомым, алкоголя и табака точно всегда мало, чему в немалой степени способствуют такие фильмы, как «Дежа вю», воспринимать которые на трезвую голову очень сложно.
Другие рецензии: Алексей Коропский