Рецензия на фильм «Пираты Карибского моря: На краю света»
Режиссер: Гор Вербински
В ролях: Джонни Депп, Орландо Блум, Кейра Найтли, Джеффри Раш, Джонатан Прайс, Билл Найи, Чоу Юн-Фат, Том Холландер, Стеллан Скарсгард, Кевин МакНолли, Джек Дэвенпорт, Наоми Харрис, Маккензи Крук, Ли Эренберг, Мартин Клебба, Реджи Ли, Дэвид Бэйли
Пафосно, дорого, красиво, нудно и бессмысленно. От третьего фильма сказочной диснеевской саги «Пираты Карибского моря» можно было ожидать всего, что угодно. Но результат все равно оказался неожиданным и озадачивающим.
Нет ничего удивительного в том, что после ошеломляющего успеха двух предыдущих частей пока что трилогии, Брукхаймер и Вербински могли с чистой душой не только себе позволить оттянуться, но и остальных участников фильма не особо ограничивать в самовыражении. Подобный подход вылился в настоящую вакханалию, и вместо ожидаемого неизменно интересного, хотя, как показывает практика, очень неоднородного зрелища мы получили черт-те что и сбоку бантик.
Но опять же, и это без устали можно повторять, получилось все очень красиво, эффектно и зрелищно. Еще бы, основные силы и были брошены на зрелищность и эффектность, и силы, как видно, немалые. Ну совершенно невозможно на глаз различить, куда в кадр вкралась компьютерная графика, а где все еще по старинке стоят декорации. Да и море-океан очень уж настоящий во всех своих самых экстремальных проявлениях — от гигантского водоворота, до языческого края света.
Очень легко представить, как писался сценарий этого фильма: где-нибудь в пентхаусе элитной гостиницы под бокал молодого шабли и дурманящие ароматы увеселительных психостимуляторов. Но сценарий, по крайней мере то, что принято так называть в обычных фильмах, — это вообще отдельная песня. Во время просмотра в какой-то момент понимаешь, что либо крыша у создателей и идейных вдохновителей дала течь, словно старая потрепанная «Черная жемчужина», либо истина где-то рядом, потому что больше просто не существует объяснений бескрайней шизофрении, царящей на протяжение всех трех часов прогона кинопленки через проектор.
Начнем с малого. Просто попробуйте пересчитать всех героев, хотя бы раз за фильм провозглашающих себя капитанами чего-нибудь. Не хватит пальцев на руках и ногах вместе взятых — там теперь каждый полуторный мнит себя главным на корабле. Но это еще не самое страшное, это еще, так сказать, диагноз советских диссидентов — вялотекущая шизофрения. Обострение наступает, когда Депп-Воробей начинает общаться с самым интересным собеседником — самим собой, помноженным на десять в какой-то степени: отдавать себе же приказы, отбирать у самого себя орехи (привет саблезубой белке из «Ледникового периода»!), убивать самого себя, переступая через собственный труп, терять свой мозг и прочее, прочее, прочее.
Но самое страшное — это полное отсутствие какого-либо смысла во всем происходящем. Действие ради действия. Первые полтора-два часа вообще сложно что-либо понять. Когда же картина происходящего начинает более-менее вырисовываться, осознаешь, что это запутывает только еще сильнее. И пока сценарист с режиссером пытаются расплести клубок интриг и предательств, который сами же намотали, ничего не остается, как созерцать красоты, подаренные нам волшебниками компьютерной графики.
Очень странные метаморфозы произошли с системой образов фильма. Сочные, яркие, сильные персонажи из первой части, и частично из второй, в третьей стали наигранными, картонными, плоскими и лубочными. Словно марионетки в кукольном театре они совершают одни и те же незамысловатые механические движения, одновременно произнося какие-то бессодержательные и невразумительные фразы. Жалко смотреть, как харизматичный капитан Барбоса постоянно выкатывает глаза из орбит и скалит зубы, а деспотичный, великий и ужасный Дэйви Джонз, по количеству щупалец на голове перещеголявший любого осьминога, превратился в мальчика на побегушках у периодически впадающего в ступор адмирала Ост-Индской компании Беккета. Масла в огонь подливает русский дубляж — этот бич отечественного кинопроката. Сложно уловить логику в том, что озвучивать сингапурских пиратов пригласили настоящих китайцев, со всей их спецификой русскоязычной речи — это просто находка, а колдунью Далму, блестяще озвученную год назад, наградили поставленным актерским голосом.
Но есть все же, есть в фильме полчаса, которыми просто нельзя не восхищаться. Их просто не могло не быть. Это завораживающая, чарующая, ошеломляющая, шокирующая и захватывающая дух сцена морского боя между пиратами и флотилией Ост-Индской компании на краю гигантского циклопа-водоворота. Невероятно красивые панорамы, динамичные боевые сцены, сразу три фронта боев по меньшей мере с тщательно проработанной хореографией с лихвой компенсируют предваряющие их 2 часа скуки и тоски. Это нужно видеть. И восхищаться. Полчаса.
Карибское море уже давно не имеет никакого отношения к фильму о Джеке Воробье со товарищи, примерного с того момента, как дало название всей на данный момент трилогии и стало частью бренда. Пробираясь среди мутных вод сингапурских гаваней, исчезая в пучине за краем света, кружа по самому краю огромной воронки непонятно где, пираты всех мастей, рангов и происхождений разыгрывают перед зрителями гротескную параноидально-шизоидную буффонаду, все больше вызывающую скуку и недоумение вместо заинтересованности и смеха. Пора бы уже поставить точку, хватит. «Пираты Карибского моря» кончились вместе со вторым фильмом, а все остальное — это уже какая-то химера, «перед львиный, средина козлиная, а зад змеиный» — что называется, ни уму, ни сердцу.