They'll be back

Рецензия на фильм «Трансформеры 2007»

 

Режиссер: Майкл Бэй Продюсер: Стивен Спилберг

В ролях: Шиа ЛаБеф, Меган Фокс, Джош Дюамель, Рэйчел Тэйлор, Тайрез Гибсон, Джон Войт, Энтони Андерсон, Джон Туртурро, Майкл О'Нейлл, Дэйн Кук, Кевин Данн, Крис Эллис, Том Эверетт, Николь Рэндалл Джонсон, Том Ленк, Берни Мак, Джейми МакБрайд

Автор: Алексей Коропский

Есть несколько мультсериалов, перенос которых в формат художественного фильма я никогда не прощу. За экранизацию «Трансформеров» я готов поставить золотые памятники Бэю и Спилбергу и назвать их именами планеты Солнечной системы.  

Трансформеры — это больше чем просто набор мультипликационных роботов-инопланетян. Это философия, это идеология, это религия, это мировоззрение, это стиль жизни. Это идея, перевернувшая и определившая жизни сотен тысяч мальчишек по всему миру, зажегшая негасимую искру в их сердцах, вдохновившая на подвиги, открытия и свершения. И если ей когда-либо было суждено найти свое воплощение в виде полнометражного игрового фильма, у него было несравнимо больше шансов стать грандиозным провалом, разочарованием и крушением надежд, нежели тем, чем оно стало.  

Для тех, кто лучшие годы своей жизни провел в девяностых двадцатого века, нет смысла объяснять, кто такие трансформеры. Когда знание их номенклатуры было важнее способности разбираться в марках автомобилей, а лучшим подарком на Новый год был полуметровый Оптимус Прайм из китайской пластмассы, таких вопросов просто не могло возникнуть. Огромные человекоподобные роботы, по первому призывному кличу командира феерично превращающиеся кто в динозавров, кто в истребители, кто в пистолеты, кто в машины, а кто и в магнитофоны, или вовсе собирающиеся все вместе в единый гигантский механизм, устраивали потрясающие воображение битвы на земле и в космосе, перетекающие в грязные подъезды панельных пятиэтажек, детской фантазией превращенные в футуристические интерьеры, оглашаемые пронзительными: «Бжжжжжж-бдыщь! Автоботы, трансформируйтесь! В атаку!».  

Фильм Майклу Бэю удался со всех сторон. Вызывающее дежурное восхищение мастерство волшебников компьютерной графики здесь возводится в ранг божьего промысла, создающего инопланетных големов более настоящими, чем экран монитора, с которого вы сейчас это читаете. Они проработаны до последнего винтика, до мельчайшей фазы трансформации, и здесь уже нельзя мыслить категориями «верю — не верю» или «натуралистично — не похоже». Арнольд Шварцнеггер, встретьте вы его на улице, показался бы вам не настолько похожим на самого себя, насколько реален Мегатрон со своей бригадой на киноэкране. Это мечта, воплощенная в жизнь, самая дикая фантазия, обретшая плоть, ночной кошмар, материализовавшийся посреди рабочего дня. Ради этого стоило жить.  

Однако ж даже самые настоящие трансформеры, выписанные прямо с родной планеты Кибертрон, и врученные в лапы какого-нибудь североамериканского режиссера-зануды, стали бы бесполезной кучей металлолома, не будь этим режиссером Майкл Бэй с грозно возвышающейся тенью Стивена «Сказочника» Спилберга за спиной. То, что вы увидите на экране, может вполне конкретно сказаться на вашей психике — вы обретете фобию, будете бояться лишний раз моргнуть, чтобы не пропустить ни малейшего эпизода этого поистине великолепного произведения. А уж о том, какие эмоциональные возможности своего организма вы сможете для себя открыть, задерживая дыхание и забывая проглотить отправленную в рот порцию попкорна, внимая цветным теням на экране, и говорить не надо. 

При своем диком напоре и неудержимости, «Трансформеры» просто аптекарски выверены. Едва устроившись в велюровом кресле кинозала, опустив подлокотники и пристегнув ремни, вы полностью отдаетесь во власть кудесников заокеанского синема, которые с ловкостью престидижитатора манипулируют вашим вниманием и эмоциями, неизменно достигая своих исключительно меркантильных целей. Динамика, экшн, юмор и сантименты здесь совмещены в таких пропорциях, что их хватает за глаза, но в то же время не более, чем достаточно. Не обошлось и без пафоса, иначе это было бы не американское кино. Но к великому счастью, весь он уложился в двухминутный монолог Оптимуса о небезнадежности землян как развивающейся расы. Да и тот был иронично вписан с эпизод, напоминающий международный слет кинг-конгов на Поклонной горе.  

Уровень юмора, кстати, в «Трансформерах» приятно высок качественно и интеллектуально. Конечно, сцена отливания смазки на чувака в майке супермена вызывает аплодисменты и улюлюкания в зале, но довольно здесь и других шуток, от наивно-детских, до тонко-остроумных, приятно разбавляющих бешеный ритм концентрированного высококлассного экшна.  

Громкие обобщения и далеко идущие прогнозы — удел ушлых маркетологов, но тем не менее складывается стойкое ощущение, что фильм «Трансформеры» не пройдет обычным летним блокбастером в новейшей истории коммерческого кино. У него есть все шансы стать для 2000-х годов тем, чем стал «Терминатор» для восьмидесятых и «Матрица» для девяностых. «Фильм десятилетия»? Кто знает. Но одно можно сказать точно: это будет один из фильмов, сиквел которого будут ждать с нетерпением. А в том, что он будет, сомнений нет — уж мы-то знаем, кто такой Гальватрон.

Полная версия сайта