Восторг! Восторг!
Рецензия на фильм «Ретроспектива фильмов К.Тарантино: Доказательство смерти»
Режиссер: Квентин Тарантино
В ролях: Роуз МакГауэн, Квентин Тарантино, Курт Расселл, Розарио Доусон, Ванесса Ферлито, Марли Шелтон, Майкл Паркс, Джордан Лэдд, Трэйси Томс, Мэри Элизабет Уинстед, Зои Белл, Майкл Бэколл, Моника Стэггс, Илай Рот
Экстаз наступает с первыми кадрами, проходящими перед лампой проектора. Нужно бесконечно любить кино и кинотеатры, чтобы оценить весь кайф бесподобно реалистично состаренной пленки, словно уже прошедшей все круги ада Госкинопроката, многие сотни раз прокрученной в сельских раздолбанных клубах, десятки раз порванной и склеенной скотчем, исцарапанной дерьмовыми древними кинопроекторами и с изрядно покоцанной звуковой дорожкой. И тут же накатывает вторая волна — допотопные эффекты на титрах, прямиком из заляпанных разноцветными разводами семидесятых, чуть ли не вручную прорисованные только для того, чтобы пафосно сообщить какую-нибудь помпезную чушь, вроде: «Художественный фильм».
Это можно прочувствовать в кинотеатре и только в нем. Причем, хорошо бы в каком-нибудь еще не «реконструированном» где-нибудь на отшибе. Да где ж такой теперь возьмешь, все равняются на «высшие стандарты». Но даже так ощущения просто космические. И этого уже достаточно, чтобы влюбиться в «Доказательство смерти». Дешевенький прием, правда? Сыграть на ностальгических чувствах — а ведь раньше и трава была зеленее — и завоевать этим любовь всеобщую. Дешевенький, ага, но зато какой эффективный!
Кстати, о названии. Только ленивый не пинал еще труп чудовища под именем Российский Киноперевод, но грех не добавить. Death Proof никакое к черту не «доказательство», и университетов кончать не надо, чтобы это понять. Сам Курт Рассел в фильме минут пять рассказывает о том, что означает сие название, и что именно так он называет свою машину — «Смертестойкая». Двести километров в час — и о кирпичную стену. Тут уж никаких доказательств не требуется.
Ну да ладно, что там дальше по программе? Помимо ласкающих глаз и слух артефактов пленки, восхитительно нарочитых косяков монтажа и смены постов, в лучших традициях самого себя Тарантино предлагает нам изобилие женских ступней и пальчиков ног. Это он любит, на этом он акцентирует очень много внимания и, конечно же, строит аллюзии, а то и автоаллюзии. В конце концов, Тарантино он или нет? Может себе позволить.
Примерно такую же формулировку можно применить и к операторской работе. Да, Сам смотрел в окуляр, Сам выстраивал кадр и катался по специально проложенным рельсам. Ну и результат соответствующий. И если бы не проникающие почему-то в кадр сотовые телефоны и реклама совсем недавних фильмов, можно было бы вполне искренне поверить, что фильм действительно был снят лет тридцать назад и с тех пор бесполезно пылился на полке. Но нет, это было бы слишком просто. На парадоксах строится изрядная часть сюжета и отнять их просто нельзя.
Запишем еще в графу «Блеск» диалоги, всего Курта Рассела и неизменно остро заточенное лезвие юмора. Лишних слов просто не нужно, да и самый сок фильма сочится дальше. И он даже не в со всех сторон обсмакованной сцене живописнейшей автокатастрофы со всеми присущими деталям — это так, прелюдия. Он мощным потоком польется ближе к концу, и тут надо постараться удержаться в зрительском кресле.
Такого вы еще не видели и вряд ли увидите. Знакомьтесь, дублерша Умы Турман по имени Зои Белл, каскадерша по жизни, собственной персоной исполняет головокружительные и смертельно опасные трюки на скорости стоимостью не одну сотню МРОТ по таксе отечественной ГИБДД. И это вам не провинциальные акробаты под куполом цирка, не лоховской стрит-рейсинг, это самая настоящая гонка на выживание, и кто выйдет из нее победителем вовсе не очевидно.
Следите за глазами, чтобы те не выпали из орбит, следите за дыханием, чтобы не забывать делать вдохи и выдохи. Следите за эмоциями, а то невзначай можно и лопнуть.
Вот такие они, 50 процентов «того самого» «Грайндхауза». Продолжение следует.