А в это время…
Рецензия на фильм «28 недель спустя…»
Режиссер: Хуан Карлос Фреснадильо
В ролях: Роуз Бирн, Джереми Реннер, Харольд Перрино, Кэтрин МакКормак, Макинтош Магглтон, Идрис Эльба, Имоджен Путс, Шахид Ахмед, Стюарт Александр, Эмили Бичэм, Роберт Карлайл, Гарфилд Морган, Филип Скотт, Аманда Уокер
…Ну а я ему говорю: сидят там шесть-семь человек, отгородились от всего мира, окна тряпками занавесили, вроде как и нет их — жмуров боятся, понятное дело. А запасы помидоров консервированных-то не бесконечные. В общем, все равно не это их погубило, а, как всегда, любопытство…
Примерно такое впечатление производит фильм «28 недель спустя» с самого начала — впечатление продолжения прерванного когда-то рассказа. Будто и не кончался фильм «28 дней спустя», просто антракт между актами затянулся на пять лет. Начало, прямо скажем, многообещающее.
«Недели» унаследовали от «Дней» все самые важные и ключевые черты, от идеи до музыки и стиля съемки. Но, получив их в свое пользование, молодой режиссер Хуан Фреснадильо не просто применил их «как есть», а сделал то, чего всегда почему-то боятся многие режиссеры сиквелов — дал им дальнейшее развитие, причем настолько адекватное и гармоничное, что далеко не сразу это замечаешь, принимая все происходящее, как само собой разумеющееся.
Естественно, подобные метаморфозы не могли не сказаться на качественной стороне фильма. Вместе с развитием сюжета, развивается и меняется сама атмосфера картины, которая от психологической камерности «Дней» переходит к по-настоящему зрелищной масштабности. Повлияли на это еще и вездесущие американцы, причем как в самом фильме, так и при его создании. По нашу сторону киноэкрана это выразилось в участии студии «Фокс» в производстве фильма, а по другую сторону — в том, что именно доблестная армия США возглавляет заселение Лондона репатриантами.
Также американское участие привнесло в фильм такие совершенно типичные вещи как, например, снайперы-вуайеристы, терзаемые психологические проблемами при попадании человека в поле зрения прицела винтовки, или супергерой, словно завзятый Данко ведущий за собой неизбежно редеющую кучку главных и второстепенных персонажей. Но вместе с этим к заслугам американского капитала явно можно приписать впечатляющие спецэффекеты, действующие на зрителя как маятник гипнотизера.
Однако самое главное в «28 неделях спустя» не то, кто и как над ними трудился, а то, какой эффект производит фильм. А тут, надо сказать, все по высшему разряду. Динамичный, напряженный, вовлекающий, масштабный, он не оставит равнодушным никого. Манипулируя эмоциями зрителей, режиссер заставляет их переживать вместе с экранными героями отчаяние, страх, боль, радость, да так, что сложно усидеть на месте, не ерзая от волнения.
Есть в фильме моменты, за которые хочется искренне благодарить создателей. Конечно, концепция полностью опустевшего мегаполиса, значительно развернутая по сравнению с первым фильмом, и ставшая еще более роковой и отчаянной, сама по себе уже многого стоит. Но еще большее восхищение по степени накала страстей вызывает сцена проникновения всего одного «инфицированного» в закрытое помещение подземного гаража, в котором заперты тысячи людей. Ну, а апофеозом фильма стал момент, который должен был быть снят в кино уже очень давно. Эта сцена, вроде бы такая очевидная, была тайно или явно ожидаема всеми кинозрителями мира, но почему-то не находила воплощения. И вот, наконец, это свершилось! Вертолет, своим винтом врезающийся в толпу инфицированных жмуров-ходунов и разрубающий их на мелкие кусочки, не просто восхитителен — он бесподобен и наверняка войдет в историю кино, и будет многажды цитируем и используем, но первым все же был фильм «28 недель спустя». Этот эпизод просто надо видеть.
Отдельных слов достоин саундтрек фильма. Это один из тех элементов, которые в прямом смысле перекочевали в сиквел из оригинального фильма. Помимо того, что музыку здесь писал все тот же Джон Мерфи, который работал и над первым фильмом, одарив его невероятно красивой, западающей в душу музыкой, идеально соответствующей всему, что происходит на экране, в «Неделях» самым непосредственным образом использовано несколько треков из «Дней», подчеркивающие неразрывность сиквела и оригинала. Не заметить музыку в «28 неделях спустя» просто невозможно, потому что она создает если и не половину, то точно как минимум треть всех эмоций. Драйвовая, мощная, красивая и так мастерски вплетенная в ткань фильма музыка оставляет неизгладимый след в восприимчивом мировоззрении доверчивых зрителей.
Английский кинематограф в последнее время неизменно радует хорошей и качественной продукцией. И пусть даже с налетом американщины, «28 недель спустя» — очень хороший фильм. Сам факт интересного и напряженного триллера-ужаса в наше время уже достоин внимания, а то, что этот фильм еще и сиквел, которые не только сумел дотянуться до уровня первого фильма, но еще и вполне самостоятельно развился в заданных рамках — это вообще редкая удача. Да, он где-то лишился более тонкого психологизма, но это с лихвой компенсировано зрелищностью и напряженностью. Кроме того, весьма и весьма радует конечно же рекурсивный финал, пророняющий семя страха неизбежности в сердца зрителей. А вот что же произошло и что грядет, лучше смотреть в кино.