Подавать холодным
Рецензия на фильм «Отважная»
Режиссер: Нил Джордан
В ролях: Джоди Фостер, Нэвин Эндрюс, Никки Кэтт, Терренс Хауард, Мэри Стинберджен, Джейн Адамс, Зои Кравиц, Ларри Фесседен, Брайан Дилэйт, Дэйна Эскельсон
Человеческая жизнь, как непререкаемая ценность, в наше время настолько девальвирована, что мы уже без содрогания смотрим за ужином криминальные сводки, лениво перемалываем челюстями попкорн во время натуралистичных фильмов о серийных убийцах, и даже более того — притормаживаем, проезжая на машине мимо какой-нибудь серьезной дорожной аварии, чтобы получше рассмотреть, какую конечность и у кого там оторвало. Вместе с тем, мы не упускаем возможности порассуждать о добре и зле, правосудии и возмездии. Это все кажется таким простым и очевидным… когда оно далеко от тебя — в новостях, на киноэкране или просто происходит с чужими людьми. Но стоит столкнуться лицом к лицу на практике с тем, что до этого было всего лишь бесплотной теорией, как мировосприятие мгновенно меняется и в зеркале уже отражается взгляд совершенно другого, незнакомого человека.
Эрика Бэйн — радиоведущая, ежедневно вступающая в односторонний диалог с Нью-Йорком, «самым безопасным городом в мире». Для миллионов горожан она — всего лишь голос, не имеющий права на эмоции, личные проблемы и отступление от установленных раз и навсегда моделей поведения, безличный красивый голос, создающий ненавязчивый фон на кухне, в машине, в душевой. Но за пределами эфирной студии она обычный человек, любящий, любимый, строящий планы и живущий полной жизнью. Пока не случается событие, надломившее устроенный ход жизни, перечеркнувшее все, что было до, оставив неясное будущее после. Проведя три недели в коме после страшного бандитского нападения, Эрика обнаруживает, что ее жених не выжил, а она сама уже совсем не та, что была раньше, она изменилась и теперь ей нужно научиться жить с новой собой. И помогает ей в этом нелегально купленный за тысячу долларов девятимиллиметровый пистолет.
В фильме «Отважная» два главных героя — это Эрика и ее пистолет. Причем пистолет для героини Джоди Фостер — это больше, чем просто средство самообороны. Потеряв себя, не зная, как жить дальше, борясь с агорафобией и замкнутостью, Эрика Бейн с каждым выстрелом все больше приходит в себя, возвращается к чувствам и эмоциям этого мира. Каждый почти рефлекторный выстрел из пистолета в очередного подонка — как укол инсулина, восстанавливающий нормальное функционирование организма, как впрыск ингалятора для астматика, вновь позволяющий вдохнуть полной грудью, как доза наркотика, если хотите. Не ставя перед собой высоких целей, героиня просто пытается жить заново, но против воли почти увлекается, не забывая, однако, о пределе.
Режиссер Нил Джордан аккуратно, даже деликатно, без излишнего напора, но очень уверенно разворачивает перед нами историю сильной женщины, сумевшей найти способ постоять за себя. Он как цыганка, раскладывающая свои истрепанные карты, последовательно и неотвратимо вводит зрителя во внутренний мир главной героини, показывает ситуацию так, как единственно возможной видит ее она. И что удивительно, несмотря на довольно солидный хронометраж, а это два часа, фильм смотрится безотрывно, на одном дыхании, за внешней неспешностью событий в нем бурлит жизнь, не дающая ослабить внимание.
Несомненно, главная заслуга в том, что «Отважная» получилась действительно качественным и зрелищным фильмом принадлежит исполнительнице главной роли Джоди Фостер. Строгие, почти высеченные из камня черты лица, плотно сжатые губы, неудержимая сила в глазах и уверенность в руках — Фостер раскрылась до предела, не просто вжилась в образ Эрики Бейн, а создала его, как Голема вылепила из глины и вдохнула в него жизнь. Это как какое-то наваждение, потому что героине Фостер не просто сопереживаешь, а в прямом смысле чувствуешь вместе с ней все эмоции, вплоть до самых мимолетных. Такое вовлечение — это филигранная работа даже для самых непревзойденных мастеров великого актерского искусства, но Фостер с ней справляется более чем великолепно. Ее игра восхищает и во многом предопределяет отношение к самому фильму.
Еще один немаловажный фактор успешности «Отважной» — это очень интересный и увлекательный монтаж. Самые непохожие казалось бы друг на друга события, поданные параллельно через монтажные врезки, обретают настолько неожиданные смысловые формы, что за ними наблюдаешь буквально затаив дыхание, сраженный очевидностью незамечаемых ранее параллелей. Кроме того, конечно же, не оставляет равнодушным профессиональная и выверенная до мелочей операторская работа. Все это создает завораживающе красивый визуальный ряд, окончательно втягивающий зрителя в происходящее на экране.
Однако вместе с тем «Отважная» звезд с небес не хватает. При всех ее преимуществах, ленте Нила Джордана не хватает какой-то свежести и чего-то неуловимого, что окончательно бы пленило зрителя. Нет, это не шедевр, но и опускать до уровня «проходняков» этот фильм нельзя. Очень крепкий и приятный «середняк» из тех, что смотришь с удовольствием, запоминаешь только в лучших тонах и при оказии покупаешь в свою домашнюю видеотеку, чтобы вряд ли когда-либо снова достать с полки.