Рецензия на фильм «Золотой компас»
Режиссер: Крис Уайтц
В ролях: Николь Кидман, Дэниэл Крэйг, Дакота Блю Ричардс, Эва Грин, Кевин Бэйкон, Сэм Эллиотт, Джон Херт, Иэн МакШэйн, Саймон МакБерни, Адам Гадли, Магда Жубански, Джим Картер, Том Кортнэй, Нонсо Аноци, Клэр Хиггинс, Джек Шеперд, Хэтти Морахэн
Мастерство писателей-сказочников состоит в создании таких миров, в которые хочется возвращаться снова и снова, а лучше — остаться там насовсем. Эти миры существуют, в основном, только в воображении читателей, и представления о них могут довольно сильно отличаться. Мастерство режиссера, берущегося за экранизацию сказки, — в сохранении волшебства и притягательности всего множества воображаемых миров, сосредоточенных в единственной визуальной форме.
Трилогию Филипа Пулмана «Темные начала» сложно отнести к чисто детской прозе, ведь вовсе недаром она издана с подзаголовком «Детские книги для взрослых сердец». Это произведения многослойные и не всегда проповедующие непреложные нравственные идеалы добра и зла. А вот экранизация первой книги трилогии «Северное сияние» («Золотой компас» в американском издании) фильмом для детей может быть названа без оговорок. Но вовсе не в ущерб духу литературного источника.
Мир «Золотого компаса» во многом похож на миры Хаяо Миядзаки. Эстетике стимпанка здесь подчинено практически все — интерьеры и внешний вид зданий, общественная организация и причудливые ландшафты, но самое главное, конечно же, невероятные средства передвижения. Разница лишь в источнике энергии: вместо пара (собственно и давшего название жанру) здесь используется что-то вроде электричества. Эта реальность параллельна нашей и еще тысячам других реальностей и, положа руку на сердце, гораздо симпатичнее того окружения, в котором живем мы.
Но самое главное в этом мире, как впрочем и везде, люди. И тут наступает очередь самой интересной выдумки Пулмана — деймонов. Представьте, что каждого человека с рождения и до самой смерти сопровождает одно животное, неразрывно связанное со своим обладателем необъяснимыми узами и, в общем-то, вполне наглядно выражающее сущность этого человека. Это и есть деймоны. Вокруг них, стоит сказать, и закручена вся история. Они же, наверняка, станут одним из самых ярких впечатлений от фильма.
Современных зрителей вряд ли можно удивить очередными достижениями компьютерной графики в создании более чем натуралистичных живых существ, но тем не менее, каждое появление в кадре всевозможных зверушек всегда вызывает в зале вздох умиления и искреннего восторга. Находчивые, остроумные, непоседливые, говорящие и просто пушистые, они постоянно приковывают к себе внимание, играя заметную роль в формировании положительного мнения о фильме у наиболее сентиментально настроенной части аудитории.
Для прагматиков в «Золотом компасе» тоже найдется несколько приятных моментов. Сложно устоять перед очарованием величия панорам ледяных пустошей и морских просторов, суровой грациозности дворцов и замков, да и просто красотой визуального ряда. В дополнение к нему можно отметить замечательный саундтрек, органично дополняющий картинку и создающий нужное настроение.
Что же касается актерского состава, то здесь все на своих местах. Николь Кидман и Дэниэл Крэйг, уже выступавшие дуэтом во «Вторжении», на этот раз хоть и украшают картину, но не перетягивают одеяло на себя. Роль Крэйга вообще больше, чем на эпизодическую и не тянет. А вот Николь Кидман изрядно порадовала, очутившись, наконец, в отрицательном образе. Приятным сюрпризом стало появление Евы Грин и Кристофера Ли.
Но все же центральное место в картине занимает игра юных актеров. Дакота Блю Ричардс, несмотря на то, что это ее первая роль в кино, очень уверенно держится в кадре, абсолютно достоверно воссоздавая образ бесстрашной девочки-пацанки, готовой пойти на край света, только чтобы сдержать свое обещание и спасти друга. Бен Уокер, на вид совсем еще маленький, чем-то напоминает уже изрядно поднаторевшего в кино Фредди Хаймора (без которого, кстати, и этот фильм не обошелся, правда Фредди здесь всего лишь озвучивал деймона главной героини Пантелеймона и его голоса за дубляжом мы не услышим) и, скорее всего, еще не раз проявит себя в большом кино.
К несомненным достоинствам «Золотого компаса» как экранизации можно отнести достаточную плавность повествования. Вполне понятно, что невозможно полностью втиснуть довольно объемное литературное произведение в рамки кинотеатрального хронометража, не пожертвовав каким-либо сюжетными линиями и эпизодами. Очень часто это приводит к некоторой «рваности» развития событий и даже нарушению повествовательной логики. Но, к счастью, «Золотой компас» эта участь миновала: Крис Вайтц, режиссер и сценарист в одном лице, очень бережно и вдумчиво обошелся с литературным источником, не став в то же время его пленником, и очень складно выстроил все нехитрые повороты сюжета.
Радостный момент для родителей, переживающих за психику своих чад, подвергаемую неустанному кровавому прессингу кинематографа. В «Золотом компасе» за все его неполные два часа не проливается ни одной капли крови, и это чистая правда. Даже в сцене смертельной битвы двух гигантских бронированных медведей вы не увидите ни единого намека на красные брызги или пятна. Правда, фильм никак не мог обойтись без самого яркого эпизода этой битвы, описанного в книге Пулмана, когда один медведь наотмашь выбивает другому челюсть. Но даже этот момент подан как будто вскользь, без ненужного смакования подробностей.
Наверняка, как и в случае любой другой экранизации, найдутся недовольные «Золотым компасом» и тем, как была интерпретирована книга для большого экрана. Но если взглянуть на вещи объективно, фильм очень хорош. И не только потому, что это самая настоящая волшебная сказка со своим собственным миром, манящим и чарующим. «Золотой компас» подкупает зрелищностью, умеренной масштабностью и тщательной проработкой всех деталей. Это та самая сказка, в которую захочется возвращаться снова и снова.