Не до жизни

Рецензия на фильм «После жизни»

 

Режиссер: Олег Осипов

В ролях: Евгений Сидихин, Алексей Маклаков, Саид Багов, Александр Воробьев, Илья Соколовский, Елена Полякова

Автор: Алексей Коропский

«После жизни» имел все шансы стать по-настоящему хорошим фильмом. Заявленный сюжет предполагал если не напряженный сюрреалистично-психологический триллер, то хотя бы добротную камерную детективную драму. Получился же обычный неуверенный дебют не самого безнадежного начинающего режиссера.

Одна из главных проблем современного отечественного кинематографа — неуверенность создателей в будущем своего детища. За рубежом с этим яснее: даже если фильм не попадает в прокат, то он сразу же выходит на DVD и какой-то доход приносит в любом случае — что там говорить, если даже Уве Болл умудряется «отбить» свои фильмы. В России в силу многих специфических обстоятельств с этим все гораздо сложнее: на DVD-релизы кинематографистам «благодаря» пиратам рассчитывать особо не приходится, а из кинотеатров далеко не каждый, особенно за пределами двух столиц, решится запустить у себя малоизвестную ленту дебютанта, вышедшую под маркой компании, занимающейся в основном телесериалами. Именно из таких опасений многие фильмы сегодня снимаются уже сразу под телевизионный формат, и «После жизни» — один из них. Но, что хорошо для телевизора, на большом экране смотрится, по меньшей мере, не очень уместно.

Речь, конечно же, в первую очередь о качестве изображения. Картинка в «После жизни» выглядит так, будто процедуру пост-обработки и не проходила вовсе (хотя несколько простых цифровых эффектов наблюдать все-таки приходится, например, дополнительно сгустившийся дым с туманом пополам). Да еще и манера съемки в иные моменты без необходимости слишком сильно скатывается в документальную, совсем не добавляя фильму так отчаянно нужной кинематографичности. Или отчаянно дергающиеся вроде как замедленные эпизоды, которые по-хорошему, для достижения правильного «сло-мо», надо было снимать в рапиде, и подобные мелочи. Впрочем, это все техническая сторона, стоит обратиться и к художественным особенностям картины.

Здесь поводов для оптимизма тоже не много. Повествование в фильме сильно напоминается книгу с комиксами, из которой злобный японский школьник повырывал наугад половину страниц: мы видим разрозненные сцены, объединенные двумя-тремя интерьерами, и можем только догадываться, что же происходило на тех страницах, которые мы никогда не увидим. Уже на третьей минуте экранного времени история срывается с места в карьер и уходит в крутое пике прямо к совсем настоящей на вид кульминации: трое оказываются заваленными в подвале дома — наемный убийца и его жертва с дочерью, а пистолет у них один на всех. При этом режиссер Олег Осипов не посчитал нужным уделить должное внимание созданию «фона» каждого персонажа: например, вслух произносится, что подвал — это мастерская скульптора-любителя, заодно банкира и потенциальной жертвы загадочного заказчика, только в этой мастерской ни скульптур, ни каких других предметов, соответствующих предполагаемой обстановке, нет; даже баллон с газом и тот только упоминается, а в кадр все никак попасть не может. Дальше сюжет продвигается все такой же прихрамывающей походкой.

Фильм четко разделен на две части: собственно «подвальную» и «пейнтбольную», куда переносится основное действие после обгрызанных со всех сторон сцен под завалами взорванного дома. Справедливости ради стоит отметить, что вторая часть фильма смотрится гораздо легче и интереснее первой — даже какой-то экшн разворачивается с выстрелами, засадами и перебежками. Пусть даже все это лишь в рамках пейнтбольного турнира — чем же еще заняться банкирам в свободное время, как не краской друг в друга пулять? Правда, тут как школьной математике: 2 пишем, 3 в уме — совсем неспроста была в фильме первая «подвальная» часть и особо проницательные зрители может быть даже раньше времени догадаются, в чем весь секрет. В этом секрете и состоит главная изюминка фильма, и пусть она немного более черная и сморщенная, чем обычно, она все-таки там есть, а значит не стоит раскрывать карты раньше времени.

Что действительно ужасно в «После жизни», так это диалоги. Более безжизненных, искусственных и режущих слух реплик у экранных героев не было со времен самого «Параграфа 78». Люди на экране говорят совершенно не по-русски и уж точно не как живые люди. Каждая фраза похожа на крутой ремикс речевых модулей сошедшего с ума китайского телефонного автоинформатора. Ненароком услышав такие речи во сне, поутру будешь шарахаться от холодильника и микроволновки — а ну, как завернут что-нибудь эдакое безжизненным голосом. На этом фоне довольно сложно оценивать работу актеров, хотя общие тенденции очевидны. Алексей Маклаков, уже проявивший себя серьезным драматическим актером в «Тупой жирном зайце» Славы Росса, в «После жизни» держится строго в русле своей роли, не вызывая нареканий. В своих же характерах здесь Евгений Сидихин, Саид Багов и Александр Воробьев. А вот их младшие коллеги откровенно недотягивают. Холеный юноша с бессмысленным взглядом Илья Соколовский ни при каком раскладе не заставит поверить, будто он прошел через войну, а теперь пришел убивать исключительно за идею. О Елене Поляковой можно сказать и того меньше.

Конечно же, не обошлось в этом фильме и без светлых сторон. К немалому удивлению, хочется похвалить саундтрек картины, написанный певицей и, похоже, композиторшей Ютой, женой режиссера, между прочим. И песни на начальных и финальных титрах, и музыка в течение фильма создают очень энергичный и жизнеутверждающий фон ко всему, что творится на экране, эта музыка действительно временами помогает чуть-чуть втянуться в события фильма.

Нельзя сказать, что «После жизни» фильм плохой или откровенно неудачный. Это всего лишь еще одна попытка снять жанровое кино в России. Но главная беда именно этой ленты в том, что, похоже, ее режиссер так и не решил, в каком жанре снимать. Наверное, этим можно объяснить некоторые совершенно неуместные излишества в фильме, такие как анимешное начало и завершение, обязательный для американских геройских боевиков 70-80-х человек в горящей одежде и корпоративная драка в пейнтбольной крепости из автомобильных шин. С другой стороны, есть в этой картине и вполне достойные эпизоды: добротно, например, сняты сцены работы спасателей на развалинах взорванного дома. В целом же, «После жизни» оставляет впечатление телефильма, заблудившегося по пути к голубым экранам и попавшего на самый настоящий киноэкран. По одному из центральных телеканалов в прайм-тайм он смотрелся бы куда лучше.

Билеты на события города

Билеты на событие «Фестиваль
Пятница, 22 ноября 2024
Хабаровская краевая филармония
Билеты на событие «Шоу Tango in the Shadows» в Хабаровске
Пятница, 22 ноября 2024
Городской Дворец Культуры
Билеты на событие «ДВАСО. Концерт
Суббота, 23 ноября 2024
Хабаровская краевая филармония
Билеты на событие «Аргишти. Мультимедийный концерт при свечах
Суббота, 23 ноября 2024
Городской Дворец Культуры
Билеты на событие «Ансамбль камерной музыки
Воскресенье, 24 ноября 2024
Хабаровская краевая филармония

Полная версия сайта