Маразм крепчал

Рецензия на фильм «Сумасшедшая помощь»

 

Режиссер: Борис Хлебников

В ролях: Евгений Сытый, Сергей Дрейден, Анна Михалкова, Игорь Черневич, Кирилл Каро, Александр Яценко Никита Емшанов

Автор: Олег Анохин
«Сумасшедшую помощь», очень удачно демонстрируемую в преддверии сезона психических обострений, только больное сознание могло назвать комедией. Это оплаченный государством тяжелый и страшный фильм о нездоровых московских пенсионере и менте, придурковатом белорусском гастарбайтере и доброй русской женщине, психическое состояние которой тоже вызывает серьезное беспокойство.

«СП» – это, выражаясь языком совсем не целевой аудитории фильма, римейк знаменитого романа Сервантеса. Клиент психушки, стараниями любящей дочери пока живущий на свободе, бывший советский инженер – современный Дон Кихот, который в отдельно взятом московском дворе борется со злом. Белорус, приехавший в столицу на заработки, – его неожиданно обретенный Санчо Панса. Даже типажи схожи: высокий, худой дон в исполнении Сергея Дрейдена и толстый Санчо Евгений Сытый. Неважно, что затуманило мозги обоих друзей, превратив одного в безумного холерика, а второго в инфантильную покорную судьбе овцу, но смотреть на «веселые» внутридворовые приключения друзей невыносимо тяжело. В этом же московском дворе бродит сумасшедший милиционер-параноик, до галлюцинаций одержимый страхом потерять работу. Именно в этом менте герой Сергея Дрейдена видит корень зла, поразившего все вокруг. Два безумца, кто бы сомневался, сходятся в смертельной схватке, продолжая оставаться каждый в своем мире чудовищ и ветряных мельниц.

В «СП» сильно чувствуется дух советского кинематографа, то, безусловно, лучшее, что было и остается во многих заслуженно любимых фильмах навсегда ушедшей эпохи, и что появилось в них то ли от бедности, то ли было выдавлено наружу тяжким прессом догматической идеологии. Хлебников исследует человеческую природу, пристально и неторопливо всматриваясь в своих героев. В этом взгляде нет ничего современного, нового, модного. Ни в плохом, ни, увы, в хорошем смысле этих слов. Иррациональность поступков больного человека, похоже, заражает самих авторов, заставляя к концу картины напустить мистического тумана, сквозь который начинают просвечивать те самые послания друзей-уток, которые очень хотел, но так и не сумел увидеть безумный инженер.

Фильм Хлебникова далеко не роман Сервантеса. Я не знаю, чего не хватает первому и в избытке у второго. Метафоричности, образности, универсальности, что ли, степени обобщения, выявления типических черт и проявлений человеческой природы или чего-то другого, что мешает истории, показанной в фильме, перестать быть частным эпизодом из практики районного психиатра.


Другие рецензии:  Анатолий Филатов,

Билеты на события города

Билеты на событие «Фестиваль
Пятница, 22 ноября 2024
Хабаровская краевая филармония
Билеты на событие «Шоу Tango in the Shadows» в Хабаровске
Пятница, 22 ноября 2024
Городской Дворец Культуры
Билеты на событие «ДВАСО. Концерт
Суббота, 23 ноября 2024
Хабаровская краевая филармония
Билеты на событие «Аргишти. Мультимедийный концерт при свечах
Суббота, 23 ноября 2024
Городской Дворец Культуры
Билеты на событие «Ансамбль камерной музыки
Воскресенье, 24 ноября 2024
Хабаровская краевая филармония

Полная версия сайта