Рецензия на фильм «Алиса в стране чудес»
Режиссер: Тим Бёртон
В ролях: Миа Васиковска (Алиса), Джонни Депп (Шляпник), Энн Хэтэуэй (Белая королева), Стивен Фрай (Чеширский кот), Хелена Бонэм Картер (Красная королева), Майкл Шин (Белый кролик), Алан Рикман (Гусеница), Криспин Гловер (Валет червей)
Автор: Анатолий Филатов
Из «Алисы в стране чудес» мог бы получиться замечательный, превосходный фильм. Чудесатый и чудесатый, и чем дальше — тем страньше и страньше. Тем более и больнее жаль, что никакого фильма не получилось вообще.
Глупо и неуместно говорить здесь и сейчас о том, как именно и за какую сумму в свободно конвертируемой вал. Продался Тим Бертон всемогущей, но, тем не менее, ощутимо дышащей на ладан корпорации «Дисней». Не в этом дело: в конце концов, если талант не оплачивается, он всегда ищет место потеплее, глупо это мусолить. Но вот о том, что он потерял с этим переходом, говорить мы должны и обязаны.Там, где в «Суинни Тодде» мы видели черную завесу готики, как канву, удачно маскирующую чудовищного размера дыры в сюжете, в «Алисе» мы не видим ничего: провал. Это как если бы после двухчасового просмотра телеканала, простите, MTV, вам сказали бы: «Только что вы просмотрели новый фильм известного режиссера, а также номинанта Тима Бертона». Вы в состоянии связывать трехминутные клипы в одно целое на протяжении долгих, мучительно тягучих часов? Вот и я нет.
Еще раз, совсем откровенно: фильма перед нами нет. Есть набор картинок, красивых — да, глупых — может быть, чудовищных — временами, идиотических — очень возможно. Картинки есть, они мелькают с невообразимой скоростью, опережая пресловутые 24 кадра в секунду, но из них все равно — снова и упорно — не получается приличное кино. «Алиса» Тима Бертона отвратительна уже хотя бы тем, что ни один человек в зале, наблюдающий сцену знакомства с тем же Обсолемом, не вспомнит — никогда и ни за что — причину и мотивацию героини, появившейся в этом месте здесь и сейчас. И вот так здесь везде: нить сюжета отсутствует абсолютно, сцены нанизываются друг на друга, словно подчиняясь язвительному издевательству — расчетливому, продуманному и злому. Ты ждешь Шалтая-Болтая, а появляется Брандашмыг. И сносит все на своем пути. И калечит. И убивает. Чтобы пропасть через полминуты. Примерно так.
Естественно, надо принимать во внимание тот факт, что и оригинальная книга Льюисса Кэрролла не отличалась очевидной логикой и жестко установленной структурой. Но на смену чудаковатостям замечательного математика, маскирующим предельно откровенную плоть сумасбродства, Бертон привел какую-то невнятную гниль, вроде бы как срисованную с первого издания «той-самой-Алисы». Думайте сами, решайте сами: говорить ли спасибо за с грехом пополам ожившую иллюстрацию полуторавековой давности? Оно вам надо?
Мне не понравился «Труп невесты», но я восхищался «Суинни Тоддом». Я недолюбливаю «Кошмар перед Рождеством», но я готов падать и молиться при каждом упоминании «Сонной лощины». Я тысячу раз срывал голос в спорах за «Планету обезьян», но на моем среднем пальце всегда написано «Бэтмен», и это — окончательный аргумент.
А про «Алису» я даже спорить не буду. Это просто смешно. Эй, ты, кино, съешь волшебную печенюшку — может быть, твой рейтинг в моих глазах вырастет хотя бы раз в десять.
Другие рецензии: Алекс Экслер, nitzer