Рецензия на фильм «Подмена»

 

Режиссер: Клинт Иствуд

В ролях: Анджелина Джоли, Эми Райан, Джон Малкович, Колм Фиори, Девон Герхарт, Рики Линдом, Джеффри Пирсон, Зак Миллз, Джеффри Донован, Майкл Келли, Питер Брайтмайер, Уильям Чарлтон, Райан Кутрона

Автор: Алексей Коропский

Камень в полтонны лежит на сердце, когда смотришь «Подмену». И кажется: вот оно, кино, задевающее самые болящие чувства и тёркой проходящее по эмоциям, да так, что не отпустит еще долго, будет тревожить, жить в памяти, возвращать к себе… Но что-то прерывается, останавливается, и все тяжелевший камень как-то очень быстро теряет вес, исчезает, а в сухом остатке — сухие слова и простая аналитика.

Клинт Иствуд снимает очень старомодное кино, причем, в хорошем смысле старомодное, не как, скажем, последний фильм Вуди Аллена, — конечно же, неторопливые разговорные драмы; конечно же, с плоскими персонажами и основными событиями, происходящими где-то за кадром. Так снимали годах в шестидесятых-семидесятых, откуда как раз и родом Иствуд-режиссер. И «Подмена» тоже в полном смысле такой по-иствудски старомодный фильм: неспешный, но не занудный; трогающий и волнующий, но не пробирающий; политически-социально актуальный, но беззубый; красивый, но не слишком.

Но при всей своей выдержанности, стройности и выверенности «Подмена» неоднородна, как лоскутное одеяло, сшитое широкими стежками из разных жанров. Из криминальной драмы, которой кажется этот фильм поначалу, он мутирует в драму судебную, а потом и вовсе скатывается до банальной мелодрамы, едва не дотянув до хеппи-энда. Подобные комбинации, а особенно мелодраматичные финалы с блаженной улыбкой на лице, всегда удивляют и вызывают недоумение. Есть бесчисленное множество фильмов, которые могли бы быть в разы сильнее по своему эмоциональному воздействию и помнились бы гораздо дольше, не скатись они к хеппи-эндам или к обнадеживающему намеку на него. Но по каким-то причинам режиссеры этих фильмов предпочитают не ставить точек, отделываясь многоточием. Может быть, виной глуповатые обывательские фокус-группы, которые не хотят «грузиться» в кино, или дрессированные продюсеры, считающие, что уж они-то точно знают, чего хочет их зритель. Но когда сильнейшие ключевые переживания сразу же замазываются толстым слоем патоки, они навсегда теряют силу своего воздействия на зрителя, забываются, замыливаются, а вместе с ним теряет свою эмоциональность и весь фильм. Особенно, если это не единственный отвлекающий фактор.

Сила «Подмены» — в сюжете, почти документальной истории о сумасшедшем изверге, замучившем и убившем почти два десятка детей, изложенной через призму вопиющего случая полицейского беспредела и трагедии матери одного из этих детей. Очевидная слабость фильма — в Анджелине Джоли, которая актриса примерно настолько же, насколько Кристина Орбакайте — певица. И черт бы с ним, с актерским талантом и мастерством, если бы на Джоли было хотя бы приятно посмотреть, но ведь как раз наоборот. Анорексия в самом отвратительном своем проявлении сделала из когда-то Лары Крофт ходячую иллюстрацию нацистских ужасов Освенцима: торчащие во все стороны кости, которые еще каким-то чудом все-таки обтягивает кожа, руки-ноги-палки, впалые щеки, чернеющие глазницы (ай да перманентный макияж!) над свисающими губами-сардельками. А прибавьте сюда обильные белила по последней моде двадцатых годов — вряд ли такое зрелище можно назвать не то чтобы приятным, хотя бы не отталкивающим. Бедняжка, наверное, ходит уже с трудом на своих ходулях, какая уж тут игра — ее нет. И если для всяких второстепенных картонных персонажей, вроде полицейских, такое положение вещей не только простительно, но и вполне естественно в общей стилистике фильма, то главная героиня столь эмоционального фильма просто не может быть деревянной куклой. Но увы.

И все равно, «Подмена» — отличное кино, сильное, цепляющее, затягивающее. Старик Иствуд свое дело знает: он как первоклассный столяр даже из гнилых досок сколачивает удивительно прочный гарнитур. Поэтому и фильм у него вышел не только эмоциональный — как ни крути, нет ничего трагичнее обманутой матери, потерявшей своего ребенка, — но и очень красивый (здесь уж никаких сомнений, номинации американской киноакадемии за декорации и операторскую работу абсолютно заслужены). Пусть и на один раз.

Другие рецензии:  Анатолий Филатов, Олег Анохин

Билеты на события города

Билеты на событие «Фестиваль
Пятница, 22 ноября 2024
Хабаровская краевая филармония
Билеты на событие «Шоу Tango in the Shadows» в Хабаровске
Пятница, 22 ноября 2024
Городской Дворец Культуры
Билеты на событие «ДВАСО. Концерт
Суббота, 23 ноября 2024
Хабаровская краевая филармония
Билеты на событие «Аргишти. Мультимедийный концерт при свечах
Суббота, 23 ноября 2024
Городской Дворец Культуры
Билеты на событие «Ансамбль камерной музыки
Воскресенье, 24 ноября 2024
Хабаровская краевая филармония

Полная версия сайта