Театр одного актера

Рецензия на фильм «Рождественская история»

 

Режиссер: Роберт Земекис

В ролях: Джим Кэрри, Гэри Олдман, Колин Ферт, Робин Райт Пенн, Боб Хоскинс, Кэри Элвес, Жаки Барнбрук, Фэй Мастерсон, Рэймонд Очоа, Тара Пэйдж, Молли К. Куинн, Дэрил Сабара

Автор: Анатолий Филатов
Как ни печально это признавать, высокотехнологичная экранизация классической истории Чарлза Диккенса стоимостью в 170 миллионов долларов, вероятнее всего, провалится в мировом прокате с оглушительным треском. Не помогут ни имя Земекиса в графе «режиссер», ни Джим Керри с Колином Фертом и Гэри Олдманом на афишах, ни единственно удачное, казалось бы, время для старта — аккурат накануне заграничного Рождества. Дело в том, что слишком мало осталось среди тех, кто ходит в кинотеатры, людей, которые отдают себе отчет в том, что в слове «кинотеатр» корень «кино» — вообще-то не единственный. Это вовсе не означает, что я призываю всех сломя голову мчаться в кинозалы, позабыв про «Сумерки» и «2012», — нет на Земле такой силы, которая заставит о них позабыть. Но в причинах поведения режиссера, вот уже в третий раз, вслед за «Полярным экспрессом» и «Беовульфом», пытающегося снять настоящее ненастоящее кино с ненастоящими настоящими актерами, разобраться, пожалуй, стоит.
 
Сам Роберт Земекис утверждает, что в новелле Диккенса его, как и персонажей фильма «Копейка», «интересовали и волновали две вещи». Призраки и путешествия во времени. И того, и другого в фильме с лихвой, причем лихва эта столь обширна, что я вынужден сделать небольшое предупреждение. Не совершайте огромной ошибки: не ведитесь на рекламные постеры и биллборды и ни за что не берите с собой на фильм детей. Да и сами, если страдаете морской болезнью, не идите, дабы не оконфузиться прямо в кинозале. Теперь, когда с гражданским долгом покончено, можно снова вернуться к кино.

Кино, между тем, получилось пугающее и, откровенно говоря, недружелюбное. Эбенезер Скрудж и у Диккенса-то не вызывал никаких симпатий, но в случае с экранизацией Земекиса этот персонаж расцветает в натурального маньяка, в котором, в отличие от Лектера или Декстера, нет вообще ничего симпатичного. Страсть к наживе, затмившая его разум до самого основания, поглотившая душу и закусившая сердцем, обесчеловечила этого Скруджа: на разумного прямоходящего он похож весьма отдаленно, скорее, на высохшую мумию, отвратительный оживший скелет, плотоядного демона с металлическим блеском в тусклых глазах. Оттенок блеска варьируется от медного к золотому – через серебро, разумеется. Здесь, конечно, огромная заслуга Джима Керри, который исполнил Скруджа целых четыре раза – в отрочестве, юности, зрелости и старости. Его неповторимая мимика, «захваченная» фирменной земекисовской технологией (впервые примененной в «Полярном экспрессе», где Том Хэнкс сыграл проводника поезда, и получившая мощнейшее развитие в «Беовульфе» с сексуальной демоницей Джоли) творит чудеса. Скрудж шамкает сморщенными губами, скрипит гнилыми зубами, орет и плюется слюной, ходит, скрюченный, по улицам, потрясая своей жуткой тростью, но и отчаянно трусит при первой опасности. Это, конечно, все-таки не фотографический уровень кэмероновского «Аватара», но он здесь и ни к чему: гротеск, бурлеск, театр — вот что такое «Рождественская история» Земекиса-Диккенса.

Именно театр. За его вымышленной сценой Керри «переодевается» в трехмерного Скруджа, Колин Ферт – в румяного племянника, Гэри Олдман – в крохотного слугу Крэтчита, нищего и забитого. На его сцене разворачиваются декорации, которые иначе и назвать-то сложно: свет гаснет — Скрудж остается в темноте, свет загорается — Скрудж уже переместился, действие сменилось, конец первого акта, антракт. Апогея этот «театральный» подход Роберта Земекиса достигает в сцене с Духом нынешнего Рождества, когда Скрудж подглядлывает за своими согражданами через дырку с небес, а мы в это время подглядываем за Духом и Скруджем. Все это звучит несколько шизофренично, но, поверьте, так и есть: лихой танец здесь сменяется печальным диалогом о потерянной любви, полеты в ночном небе – обличительным пафосом, мизансцена следует за мизансценой, темп отлично выдержан, оркестр вступает именно тогда, когда нужно, декоратор вовремя сыплет сверху искусственный снег, а уж вращающаяся сцена во время многочисленных гонок, скачек и полетов вверх тормашками грозит сорваться со своей оси и улететь куда-то очень далеко, вместе с крышами – и этого жуткого и волшебного театра, и вашей собственной.
 
Земекис поступил очень хитро. Точно такую же экранизацию, снятую с «живыми» Фертом, Керри и Олдманом, скорее всего, упрекнули бы в сухости, отчужденности, нечуткости и нарочитой «пьесовщине» К фильму, формально проходящему по рангу мультипликации, таких претензий, понятное дело, не будет. Но, заигравшись с классикой и освоив бюджет, Земекис несколько потерял чувство реальности. Каким бы высокоморальным и побуждающим самые лучшие чувства не был литературный оригинал, сколько бы раз на афише ни было написано километровыми буквами «Рождество», не найдется на свете, наверное, ни одного здорового человека, который бы в свой самый светлый праздник отправился с семьей на зрелище, во время которого ему сложно понять, что делать. Смеяться или плакать? Шутить или рыдать? Бояться или пищать от восторга? Думать или жевать? Уважать смерть или ценить жизнь? В конце концов, этому несчастному здоровому человеку для начала вообще стоит понять, куда он все-таки попал – на представление или в кинозал?
 
Правила шоу-бизнеса и современные технологии и стирают грани, превращая направления и жанры в единое мета-искусство. Земекис, со своим неуемным желанием экранизировать все любимые истории собственного детства в самолично избранной раз и навсегда манере, в этом потоке стоит особняком. И пусть «Рождественская история» провалится в мировом прокате, наплевать – денег ему всегда дадут столько, сколько попросит. Но это как раз тот случай, когда мне очень хочется быть благодарным за то, что на экране передо мной не какое-нибудь ничтожество по имени «Мадагаскар-33». Если бы в киномире существовала медаль «За волю к победе», ее стоило бы отдать Роберту Земекису.
 
И напоследок, но не в последнюю очередь. Для работы над переводом «Рождественской истории» на русский был приглашен Александр Филиппенко, человек, чьи моноспектакли удерживают зал на едином дыхании в течение нескольких часов, чей талант настолько же огромен, насколько и тщательно избегаем той сварой, которую условно называют «российским медиа-сообществом». Так вот, благодаря Филиппенко эту «Рождественскую историю» можно смотреть чуть ли не с закрытыми глазами – это настоящий театр, все не случайно, господа.
Другие рецензии:  Алекс Экслер,

Билеты на события города

Билеты на событие «Ансамбль
Пятница, 29 ноября 2024
Хабаровская краевая филармония
Билеты на событие «ДВАСО. Концерт
Суббота, 30 ноября 2024
Хабаровская краевая филармония
Билеты на событие «Финал конкурса красоты
Суббота, 30 ноября 2024
Городской Дворец Культуры
Билеты на событие «Музыкальная встреча
Среда, 4 декабря 2024
Хабаровская краевая филармония

Полная версия сайта