Рецензия на фильм «Рождественская история»
Режиссер: Роберт Земекис
В ролях: Джим Кэрри, Гэри Олдман, Колин Ферт, Робин Райт Пенн, Боб Хоскинс, Кэри Элвес, Жаки Барнбрук, Фэй Мастерсон, Рэймонд Очоа, Тара Пэйдж, Молли К. Куинн, Дэрил Сабара
Автор: Алекс Экслер
Лондон, середина XIX века. Приближается Рождество. Все радуются наступлению праздника. Не радуется один только пожилой финансист Эбенизер Скрудж (Джим Кэрри). Он ненавидит взрослых, ненавидит детей, не любит праздники и любит только одно деньги. Причем он их только зарабатывает всеми силами, но не тратит: Скрудж скупердяй каких мало.
В его конторке уже много лет работает помощник Боб Кратчит (Гэри Олдмен). Скрудж платит ему копейки и не дает выходных, но Кратчит смиренно тянет свою лямку, потому что у него больной сын Тим, и очень боится потерять работу. Впрочем, на Рождество Эбенизер помощника все-таки отпустил раз в год, считает Скрудж, можно.
Вечером, придя домой, Скрудж уселся у камина с кастрюлькой овсянки, как вдруг в дверь его особняка кто-то начал стучать громко и страшно. А потом в комнату к Эбенизеру ворвался призрак Марли бывшего партнера Скруджа по бизнесу, семь лет как умершего. Призрака опутывают цепи, прикованные к тяжеленным грузам. Выяснилось, что Марли теперь вынужден скитаться, таская с собой эдакую тяжесть. Это наказание за то, что он всю жизнь занимался стяжательством и отказывался помогать людям. Такая же судьба, объяснил Марли, ждет и Скруджа. Скоро, сказал Марли перед тем, как исчезнуть, Эбенизера посетят три духа: дух прошлого Рождества, дух нынешнего Рождества и дух будущего Рождества.
Марли не соврал. Скруджа действительно посещают три духа. Дух прошлого Рождества показал ему детство и юность. Дух нынешнего Рождества показал семью Кратчита: ребенок Боба Тим болеет и, скорее всего, не выживет в такой нищете. Дух будущего Рождества показал Эбенизеру смерть одинокого старика, о котором не пожалел ни один человек. Этот старик он, Скрудж.
Ну и под воздействием всего увиденного Скрудж должен резко поменяться.
***
"Рождественская история" (оригинальное название переводится как "Рождественский гимн") создана Робертом Земекисом по технологии motion capture (дословно "захват движения"). По этой технологии сначала снимаются живые актеры, а затем отснятые сцены обрабатывают на компьютере, превращая их в анимацию. Такой подход развязывает руки режиссеру в плане создания антуража и спецэффектов, одновременно позволяя добиться большой реалистичности в поведении и мимике персонажей.
Земекис уже не первый раз использует подобную технологию. В 2004 году он с ее помощью сделал фильм "Полярный экспресс", а в 2007-м картину "Беовульф".
Надо сказать, что эти предыдущие эксперименты были не особо удачными. "Полярный экспресс" получил семнадцать номинаций на различные кинематографические награды (три номинации на "Оскар"), но из них почти ничего не выиграл. Зрители и критики назвали картину хотя и эффектной, но скучной детской сказкой, а собранная касса еле-еле отбила затраты на создание фильма.
С "Беовульфом" все получилось еще хуже: почти двухчасовая картина была очень пафосной, но еще более скучной, чем "Полярный экспресс". С изобразительной точки зрения в ней не было ничего особенного, и зрители не понимали, на черта Земекис затеял всю эту бодягу, да еще и в motion capture, что сильно удорожало производство. Даже старый и вполне дебильно поставленный Beowulf 1999 года с Кристофером Ламбертом и то смотрелся веселее, чем вся эта тягомотина. "Ну да, нарисовано красиво, говорили зрители, но чего же так тоскливо-то, старина Роберт?"
В результате захваченный в вялом движении "Беовульф" провалился в прокате с диким треском. При затратах в $150 миллионов по миру он принес всего $191 миллион (требовалось минимум $300, чтобы хотя бы отбить затраты).
После "Полярного экспресса" с Земекисом отказалась сотрудничать компания Warner Bros. Pictures, после "Беовульфа" в студии Paramount дали страшную клятву Земекиса и на порог не пускать. Казалось, что дорогостоящие эксперименты с motion capture придется прекратить.
Однако тут на сцену вышел еще один голливудский тяжеловес корпорация Walt Disney Pictures, с которой когда-то давно Земекис сделал гениальную картину "Кто подставил кролика Роджера". Если ты, старичок, сказали в Disney Земекису, сделаешь для наших дорогих детишек какую-нибудь мировую классику, то будет тебе и белка, будет и свисток. И двести миллионов мировых американских денег. Только, старичок, штоп обязательно классическое, беспроигрышное! Какой-нибудь Dick-kens, Long-fellow или Ball-zak лишь бы для детишек!
Что может быть более классическое, нежели знаменитая история Чарльза Диккенса о том, как к скряге Скруджу являлись три духа, заявил Земекис. В Disney с ним согласились, и проект был запущен.
"Рождественская история" снята четко по Диккенсу практически один в один. С одной стороны, из-за этого многие вещи выглядят явно архаично, но с другой Земекис поставил именно бессмертную классику Диккенса, не внося в нее никакой отсебятины, в этом тоже есть определенная прелесть.
Нарисовано и поставлено это все замечательно! Потрясающие виды Лондона XIX века, отличные находки с "пролетом" камеры сверху, блестящая идея с прозрачным полом в доме Скруджа, сквозь который ему показывают различные сцены. Еще лучше это все смотрится в 3D (первый проект студии Disney в подобном формате): я именно так эту картину и смотрел, чему очень рад, впечатление производится потрясающее.
Джим Кэрри, сыгравший Скруджа, просто бесподобен. Это была отличная идея пригласить на роль старого скряги именно его. Ни у кого во всем мире нет такой фантастической по возможностям мимики, и она отлично переносится на технологию motion capture. Так что Скрудж у Кэрри и Земекиса получился необыкновенно богатый на эмоции: брюзжание старого мизантропа, злоба мерзкого старикашки, испуг во время посещения призрака, целая гамма эмоций в процессе общения с духами, безудержное веселье переродившегося Эбенизера.
В картине также были заняты и другие хорошие актеры Гэри Олдмен, Колин Ферт, Боб Хоскинс, однако в отличие от Кэрри их персонажи с живыми актерами коррелировали очень мало. Что Боб это Олдмен, я узнал только из просмотра кастинга. И персонаж там получился какой-то по-диснеевски мультипликационный.
Племянник Скруджа, которого играл Колин Ферт, чисто внешне был похож на Ферта, но не более того.
Впрочем, возможно, что впечатление было подпорчено дубляжом. Но зато в дубляже Скруджа сделали блестяще за него говорил сам Александр Филиппенко, и я не знаю, кто лучше него смог бы так здорово озвучить этого персонажа.
Кстати, по поводу детишек… "Рождественская сказка", как это бывает у Диккенса, произведение очень мрачное и даже тяжелое. Земекис не стал смягчать атмосферу этой книги, так что картина получилась ни черта не детская. Поэтому я бы на вашем месте совсем маленьких детей на нее бы не водил несмотря на всю красоту исполнения. А вот школьникам, тинейджерам и взрослым фильм очень даже имеет смысл посмотреть особенно в 3D или просто в хорошем качестве.
Теперь понятно, что на "Полярном экспрессе" и "Беовульфе" Земекис просто оттачивал мастерство, которое в "Рождественской истории" раскрылось в полном блеске. Классная получилась картина, я ее посмотрел с огромным удовольствием. И еще обязательно потом пересмотрю в оригинале очень хочется послушать, как Кэрри изображал различные произношения своих персонажей (он сыграл и озвучил всех Скруджей от школьника до старика и всех призраков).
P. S. Ну и в свете этого фильма я сразу вспомнил "Новую рождественскую сказку" (в оригинале Scrooged) с Биллом Мюрреем, где эту историю переложили на новый лад. Я-то эту повесть Диккенса не читал, а теперь, посмотрев "Рождественскую сказку", понял, что в фильме с Мюрреем постановщик Ричард Доннер довольно тонко обыграл классический сюжет со всеми полагающимися знаковыми эпизодами.
***
Оценки по пятибалльной шкале
Зрелищность 5+
Актерская игра 5
Режиссерская работа 5
Сценарий 4
Кратко о фильме отлично поставленная классика
Нужно ли смотреть да
(с) Алекс Экслер www.exler.ru
В его конторке уже много лет работает помощник Боб Кратчит (Гэри Олдмен). Скрудж платит ему копейки и не дает выходных, но Кратчит смиренно тянет свою лямку, потому что у него больной сын Тим, и очень боится потерять работу. Впрочем, на Рождество Эбенизер помощника все-таки отпустил раз в год, считает Скрудж, можно.
Вечером, придя домой, Скрудж уселся у камина с кастрюлькой овсянки, как вдруг в дверь его особняка кто-то начал стучать громко и страшно. А потом в комнату к Эбенизеру ворвался призрак Марли бывшего партнера Скруджа по бизнесу, семь лет как умершего. Призрака опутывают цепи, прикованные к тяжеленным грузам. Выяснилось, что Марли теперь вынужден скитаться, таская с собой эдакую тяжесть. Это наказание за то, что он всю жизнь занимался стяжательством и отказывался помогать людям. Такая же судьба, объяснил Марли, ждет и Скруджа. Скоро, сказал Марли перед тем, как исчезнуть, Эбенизера посетят три духа: дух прошлого Рождества, дух нынешнего Рождества и дух будущего Рождества.
Марли не соврал. Скруджа действительно посещают три духа. Дух прошлого Рождества показал ему детство и юность. Дух нынешнего Рождества показал семью Кратчита: ребенок Боба Тим болеет и, скорее всего, не выживет в такой нищете. Дух будущего Рождества показал Эбенизеру смерть одинокого старика, о котором не пожалел ни один человек. Этот старик он, Скрудж.
Ну и под воздействием всего увиденного Скрудж должен резко поменяться.
***
"Рождественская история" (оригинальное название переводится как "Рождественский гимн") создана Робертом Земекисом по технологии motion capture (дословно "захват движения"). По этой технологии сначала снимаются живые актеры, а затем отснятые сцены обрабатывают на компьютере, превращая их в анимацию. Такой подход развязывает руки режиссеру в плане создания антуража и спецэффектов, одновременно позволяя добиться большой реалистичности в поведении и мимике персонажей.
Земекис уже не первый раз использует подобную технологию. В 2004 году он с ее помощью сделал фильм "Полярный экспресс", а в 2007-м картину "Беовульф".
Надо сказать, что эти предыдущие эксперименты были не особо удачными. "Полярный экспресс" получил семнадцать номинаций на различные кинематографические награды (три номинации на "Оскар"), но из них почти ничего не выиграл. Зрители и критики назвали картину хотя и эффектной, но скучной детской сказкой, а собранная касса еле-еле отбила затраты на создание фильма.
С "Беовульфом" все получилось еще хуже: почти двухчасовая картина была очень пафосной, но еще более скучной, чем "Полярный экспресс". С изобразительной точки зрения в ней не было ничего особенного, и зрители не понимали, на черта Земекис затеял всю эту бодягу, да еще и в motion capture, что сильно удорожало производство. Даже старый и вполне дебильно поставленный Beowulf 1999 года с Кристофером Ламбертом и то смотрелся веселее, чем вся эта тягомотина. "Ну да, нарисовано красиво, говорили зрители, но чего же так тоскливо-то, старина Роберт?"
В результате захваченный в вялом движении "Беовульф" провалился в прокате с диким треском. При затратах в $150 миллионов по миру он принес всего $191 миллион (требовалось минимум $300, чтобы хотя бы отбить затраты).
После "Полярного экспресса" с Земекисом отказалась сотрудничать компания Warner Bros. Pictures, после "Беовульфа" в студии Paramount дали страшную клятву Земекиса и на порог не пускать. Казалось, что дорогостоящие эксперименты с motion capture придется прекратить.
Однако тут на сцену вышел еще один голливудский тяжеловес корпорация Walt Disney Pictures, с которой когда-то давно Земекис сделал гениальную картину "Кто подставил кролика Роджера". Если ты, старичок, сказали в Disney Земекису, сделаешь для наших дорогих детишек какую-нибудь мировую классику, то будет тебе и белка, будет и свисток. И двести миллионов мировых американских денег. Только, старичок, штоп обязательно классическое, беспроигрышное! Какой-нибудь Dick-kens, Long-fellow или Ball-zak лишь бы для детишек!
Что может быть более классическое, нежели знаменитая история Чарльза Диккенса о том, как к скряге Скруджу являлись три духа, заявил Земекис. В Disney с ним согласились, и проект был запущен.
"Рождественская история" снята четко по Диккенсу практически один в один. С одной стороны, из-за этого многие вещи выглядят явно архаично, но с другой Земекис поставил именно бессмертную классику Диккенса, не внося в нее никакой отсебятины, в этом тоже есть определенная прелесть.
Нарисовано и поставлено это все замечательно! Потрясающие виды Лондона XIX века, отличные находки с "пролетом" камеры сверху, блестящая идея с прозрачным полом в доме Скруджа, сквозь который ему показывают различные сцены. Еще лучше это все смотрится в 3D (первый проект студии Disney в подобном формате): я именно так эту картину и смотрел, чему очень рад, впечатление производится потрясающее.
Джим Кэрри, сыгравший Скруджа, просто бесподобен. Это была отличная идея пригласить на роль старого скряги именно его. Ни у кого во всем мире нет такой фантастической по возможностям мимики, и она отлично переносится на технологию motion capture. Так что Скрудж у Кэрри и Земекиса получился необыкновенно богатый на эмоции: брюзжание старого мизантропа, злоба мерзкого старикашки, испуг во время посещения призрака, целая гамма эмоций в процессе общения с духами, безудержное веселье переродившегося Эбенизера.
В картине также были заняты и другие хорошие актеры Гэри Олдмен, Колин Ферт, Боб Хоскинс, однако в отличие от Кэрри их персонажи с живыми актерами коррелировали очень мало. Что Боб это Олдмен, я узнал только из просмотра кастинга. И персонаж там получился какой-то по-диснеевски мультипликационный.
Племянник Скруджа, которого играл Колин Ферт, чисто внешне был похож на Ферта, но не более того.
Впрочем, возможно, что впечатление было подпорчено дубляжом. Но зато в дубляже Скруджа сделали блестяще за него говорил сам Александр Филиппенко, и я не знаю, кто лучше него смог бы так здорово озвучить этого персонажа.
Кстати, по поводу детишек… "Рождественская сказка", как это бывает у Диккенса, произведение очень мрачное и даже тяжелое. Земекис не стал смягчать атмосферу этой книги, так что картина получилась ни черта не детская. Поэтому я бы на вашем месте совсем маленьких детей на нее бы не водил несмотря на всю красоту исполнения. А вот школьникам, тинейджерам и взрослым фильм очень даже имеет смысл посмотреть особенно в 3D или просто в хорошем качестве.
Теперь понятно, что на "Полярном экспрессе" и "Беовульфе" Земекис просто оттачивал мастерство, которое в "Рождественской истории" раскрылось в полном блеске. Классная получилась картина, я ее посмотрел с огромным удовольствием. И еще обязательно потом пересмотрю в оригинале очень хочется послушать, как Кэрри изображал различные произношения своих персонажей (он сыграл и озвучил всех Скруджей от школьника до старика и всех призраков).
P. S. Ну и в свете этого фильма я сразу вспомнил "Новую рождественскую сказку" (в оригинале Scrooged) с Биллом Мюрреем, где эту историю переложили на новый лад. Я-то эту повесть Диккенса не читал, а теперь, посмотрев "Рождественскую сказку", понял, что в фильме с Мюрреем постановщик Ричард Доннер довольно тонко обыграл классический сюжет со всеми полагающимися знаковыми эпизодами.
***
Оценки по пятибалльной шкале
Зрелищность 5+
Актерская игра 5
Режиссерская работа 5
Сценарий 4
Кратко о фильме отлично поставленная классика
Нужно ли смотреть да
(с) Алекс Экслер www.exler.ru
Другие рецензии: Анатолий Филатов