Рецензия на фильм «Дневной Дозор»

 

Режиссер: Тимур Бекмамбетов

В ролях: Константин Хабенский, Владимир Меньшов, Жанна Фриске, Галина Тюнина, Мария Порошина, Валерий Золотухин, Виктор Вержбицкий, Алексей Чадов, Римма Маркова

Автор: Алексей Коропский
В последнее время меня все чаще посещает мысль о некой схожести кинематографа российского и французского. И тот и другой, в отличие от Голливуда, работают в основном на внутренний рынок, да и то по большей части для телеэкрана. Однако раз в какой-то промежуток времени в широкий национальный кинопрокат выходит парочка-другая фильмов, которые не стыдно и всему миру показать.

Как правило, таких фильмов выходит три: 2 продукта широкого потребления и 1 фестивальный фильм. Представителями от Франции назначим дилогию «Такси» для всех и «Хористов» на фестивалях. По аналогии, Россия представляет два «дозора» и «Настройщика». (Сразу оговорюсь, что выбор фильмов — сугубо субъективный). И если «Ночной дозор» был откровенно коммерческим «так себе» фильмом, то название «Дневной дозор» теперь можно произносить торжественно и с гордо поднятой головой.

Тимур Бекмамбетов со товарищи наконец-то, лишь ко второму фильму, понял, что снимает не документальное кино, которое всенепременно необходимо делать с умным видом и отпечатком глубокого траура на лице. Фантастика – это всегда сказка, а современная сказка – это, по большому счету, комикс. Духом «комиксовости» пропитаны все два с лишним часа «Дневного дозора». Чтобы зритель узнал в Жанне Фриске чертовку, ей нужно сделать рога и облачить во все красное; чтобы ни у кого не оставалось сомнений в том, что Валерий Золотухин – вампир, ему надо вставить острые удлиненные клыки. Молодой да ранний вампирчик Костя в исполнении Алексея Чадова носит разбитную советскую шапку-ушанку – клише простого и незамысловатого рубахи-парня, все чувства и эмоции которого видны невооруженным взглядом. Для тех, кто еще не совсем разобрался во всех хитросплетениях взаимоотношений «светлых» и «темных», дан однозначный дифференциальный признак: отрицательный герой пьет соответствующий имиджу сок «Злой» (заодно и продакт-плейсмент осуществлен изящно и ненавязчиво). «Добрые» же герои при переходе в состояние измененного сознания (aka «сумрак») всегда надевают темные очки, отчего сразу же начинают напоминать нетленных «людей в черном», борцов со злом и за мир во всем мире.

Немалую роль играют и великолепно прописанные диалоги, искрящиеся юмором и не загружающие рядового зрителя, пришедшего в кинотеатр отдохнуть после работы, чрезмерной усложненностью конструкций. Впрочем, «Дневной дозор» может удовлетворить любого зрителя – об этом можно заявлять смело. Любителям «Спайдермена» и «Послезавтра», я уверен, придутся по вкусу спецэффекты, которые больше не выглядят сделанными на ZX Spectrum. Тем, кому в жизни не хватает экшна, пощекочет нервы захватывающая дух кульминационная сцена апокалипсического разрушения столицы нашей Родины с неизбежно катящимся по знакомым многим улочкам колесом обозрения, догоняющим первоклассную массовку, и падающим остовом Останкинской телебашни – тем, что тайно мечтал увидеть на киноэкране каждый россиянин.

Отдельного внимания заслуживает саундтрек. Довольно давно я не встречал столь органично вписывающейся в канву киноповествования подборки музыкальных произведений. Великолепные инструментальные композиции не только поддерживают все происходящее на экране, но дополняют, управляя эмоциями зрителя по замыслу режиссера. Честное слово, даже песня Верки Сердючки была более чем кстати в сцене «бала темных сил» — на дне рождения Егора. Кстати, на этом «балу» кроме Бориса Моисеева, Аниты Цой, Юрия Айзеншписа, Шнура и прочих знакомых лиц эстрады, замечен сам Сергей Лукьяненко. Да и Тимур Норуахитович не пожалел нескольких секунд фильма для того, чтобы оставить автограф на своем произведении, и явил миру свое лицо с киноэкрана.

Подводя какой-то итог всему написанному, хочется лишь еще раз восторженно и довольно ухмыльнуться, разрешая честно признаться самому себе, что «Дневной дозор» действительно понравился. И без всякого придыхания перед «российским кино» и националистической составляющей «мы им еще покажем!» искренне посоветовать всем успеть увидеть этот фильм на большом экране. Он стоит своего времени и денег.
Другие рецензии:  Валерий Шульгинов
Полная версия сайта