Хостельная резня циркулярной пилой
Рецензия на фильм «Граница»
Режиссер: Ксавье Жан
В ролях: Карина Теста, Самюэль Ле Бьян, Эстель Лефебур, Орельен Виик, Патрик Лигар, Давид Сарасино, Мод Форже, Шем Дамани, Амели Дор, Адель Беншериф, Жоэль Лефрасуа, Жан-Пьер Жорри, Эрве Берти, Янник Даан
«Граница» — образцовый слешер, снятый в строгом соответствии со всеми канонами этого сверхпопулярного нынче субжанра. Этот фильм можно было бы прилагать в качестве наглядного пособия к учебнику «Слешеры для начинающих и продолжающих», если бы таковой существовал.
Полнометражный дебют французского режиссера Ксавье Жана по какой-то странной причуде кинопрокатчиков попал на наши экраны уже после второго его фильма — американской работы «Хитмен». Конечно же, это не могло не поставить на «Границу» клеймо «от создателя „Хитмена“», но вместе с тем этот же факт позволил нам увидеть, насколько разнопланов этот молодой режиссер. Если, конечно, за разноплановость принять способность работать по лекалам признанных мастеров.
Придумать что-то новое в каком бы то ни было популярном жанре очень сложно. Что уж говорить о слешерах, где практически каждый второй фильм из тех, что на слуху, можно назвать современной классикой — все приемы здесь уже давным-давно отработаны и допускают разве что небольшую разницу интерпретаций, возведенную в степень изощренности фантазии создателей. Из-за этого, чем больше выходит новых кроваво-мясных хорроров, тем больше они напоминают дайджесты из уже виденного. «Граница» в этом ряду, все-таки, наверное, увы, не исключение. Здесь совершенно несложно заметить едва ли не прямые цитаты из «Техасской резни бензопилой», «Хостела», «Пилы», «Спуска» и прочих ярчайших представителей жанра.
Другой вопрос, что даже дайджест нужно собирать умело, и тут к мсье Жану претензий нет. Очень уверенно он расставляет в своем фильме излюбленные приемы слешеров, в нужных местах запуская фонтаны крови, уместно вводя хирургические эпизоды и развешивая на стальных крюках законсервированные человеческие туши. Что уж говорить о персонажах-жертвах — трех парнях и одной девушке (ведь это слешер!) — они стали бы победителями в конкурсе на отсутствие инстинкта самосохранения. Что? Маньяк сбросил вас вместе с машиной с моста? Конечно же, нужно бежать в заброшенную шахту! Вот там под потолком шахты есть какая-то очень узкая дырка, которая непонятно куда ведет — нужно обязательно лезть в нее! А уж если по пути попадаются всякие двери и газовые камеры — в них непременно нужно входить, делая при этом как можно больше шума. Это слешер, друзья.
Отдельных слов достойны персонажи-маньяки: каннибалы-нацисты — этот вам не хухры-мухры. Вся «веселая семейка» состоит из вполне ожидаемого набора типажей: толстый мясник, дородный вышибала, злобный мужик, одна девушка-секси и две лохуши, престарелая парализованная «мама» и еще по мелочи, «детки» всякие, из японских ужастиков сбежавшие. Зато вот глава семьи очень колоритен: престарелый нацист с выправкой ветерана сцены провинциального театра, вещающий проникновенным басом, пересыпая свою речь вставками на родном немецком. Еще бы чуть-чуть и с таким набором персонажей получилась бы отменная треш-комедия, но это слешер, друзья.
Что же до самого главного «лакомства» — всевозможных анатомических подробностей и детализированного живописания различных этапов разделки тел и приготовления жаркого из человечины, то тут Ксавье Жан не так откровенен, как мог быть. То и дело отводя взгляд с нужных деталей, он чаще концентрируется на эмоциональных переживаниях героев, чем на натуралистичных деталях. Поэтому, например, перерезание ахиллесовых сухожилий здесь выглядит не так до-мозга-костей-прошибающе, как в том же «Хостеле». Хотя, вот сцена с циркулярной пилой все равно шикарна, равно как следующая за ней сцена с взрывающейся головой.
Самое же интересное обнаруживается, если чуть-чуть покопаться в сюжетной составляющей фильма. Ведь совсем не случайно он начинается со сцен массовых протестов на улицах Парижа — студенты протестуют против одерживающей победу на выборах ультра-правой партии, а наши герои, будущие жертвы, пользуясь этим, награбливают пару сотен тысяч евро на мелкие расходы в Голландии. А жертвам мы привыкли сопереживать и их жалеть, ведь они «хорошие». Но в «Границе», и это, похоже, главная шутка Жана для внимательных зрителей, расклад таков: главные герои — бунтари и грабители — убегают от ультра-правых победителей выборов и попадают в лапы к ультра-правым же маньякам — нацистам-каннибалам. И кто здесь «хороший»?
Несомненно, создавая «Границу» Ксавье Жан вложил в нее много своеобразной иронии — это такая характерная черта постмодернизма, дитятей которого фильм является на все сто. Ловко жонглируя штампами, клише, законами и правилами жанра и целыми киноцитатами, француз-дебютант складывает из всего этого картину, которая, скорее всего, будет благосклонно встречена ценителями. Опытные циники будут непременно хихикать почти весь фильм, чувствительные натуры или даже любители жанра с тонкой душевной организацией могут в некоторых местах испугаться, а в некоторых — зажмуриться от отвращения и останутся от фильма под впечатлением. Конечно, не шедевр, но и явного неприятия «Граница» не вызывает, а значит вполне заслуживает просмотра, если вы подходите под все стандартные требования к зрителям такого рода фильмов.
Kino.vl.ru благодарит кинотеатр NewWave Cinema за возможность побывать автору рецензии на премьере фильма "Граница".