Рецензия на фильм «Граница»

 

Постер фильма

Режиссер: Ксавье Жан

В ролях: Карина Теста, Самюэль Ле Бьян, Эстель Лефебур, Орельен Виик, Патрик Лигар, Давид Сарасино, Мод Форже, Шем Дамани, Амели Дор, Адель Беншериф, Жоэль Лефрасуа, Жан-Пьер Жорри, Эрве Берти, Янник Даан

Автор: Снежанна Инина

Кино про вампиров, каннибалов, маньяков не люблю, как натура девичья, впечатлительная: посмотришь такое на ночь — до утра кошмары снятся. К тому же, уродов хватает в жизни, стоит только чуть выйти из своего окружения. Нет-нет, да и вспоминаю двухнедельный кошмар поездок в общественном транспорте (был период между сменами машин). Что ни день, то мерзкий старикашка норовит за задницу ухватить, то вонючий алкаш пивом обольет, то откровенный гоблин без волос, зубов и мозгов, зато с большим пузом и крепкой вонью из смеси пота и дешевого одеколона подкатывается с недвусмысленными предложениями…

На "Границу", как обычно, пошла с любимым. Он, любимый, — любитель этого жанра. И не пожалела, потому что фильм оказался не столько о вивисекторских упражнениях наци-маньяков с каннибальскими наклонностями, сколько о человеческих отношениях, пропущенных, правда (но куда ж от этого деться) сквозь призму жанра.

Название неслучайно. Фильм проверяет границы человеческого: разума, любви, ненависти, материнских чувств, семейных ценностей, границы самой человечности, наконец. Я такого не ожидала, потому что, благодаря своему любимому мужчине, стала почти экспертом подобного кино. Три "Пилы", "Хостел", "Дом тысячи трупов", "V - значит вендетта" — все эти фильмы я видела и узнала в "Границе" в виде почти прямых цитат. Изучив синопсис и немногочисленные отзывы, очень боялась подробных кровавых откровений, но по сравнению с теми же "Пилами", "Граница" значительно более щадящая. Она сосредоточивается не на хирургии боли, а на чувствах людей. Камера избегает крупных планов "оперативного вмешательства". Это как в российской рекламе пива: людей нет, но их присутствие чувствуешь. Так же и в "Границе": кровь хлещет, хрящи летят, жилы рвутся, но сами акты распиливания и расчленения остаются за кадром, а на первый план выходят чувства, страдания, переживания персонажей. В этом я вижу большой плюс "Границы".

Фильм начинается с рассуждений главной героини (думаю, что для поклонников подобных фильмов не будет откровением, кто же действительно главный герой и кто спасется в конце фильма; по законам жанра всегда выживает девушка, "Граница" и здесь не выходит за границы принятых правил) о возможной судьбе ее еще не родившегося ребенка, которого ждет мир полный боли и страданий. Тема рождения в муках и для мук еще как минимум дважды явно обозначена по ходу действия.

Два парня, спасаясь от маньяков, в кромешной тьме, подсвечивая себе путь зажигалкой и видеокамерой, ползут по узкому туннелю, словно выбираются в мир по тесным родовым путям. Вот виден свет, раскрывается отверстие, первого парня подхватывают сильные руки акушера и… Лучше бы он остался в утробе.

Второй эпизод, явно перекликающийся с темой рождения — заключительная сцена фильма. Кровавая невеста, словно перепачканное внутриутробной слизью и кровью дитя, возвращается в "нормальный" мир, как бы рождаясь (или возрождаясь) к жизни. Уже на "финишной прямой", вырвавшись всего лишь несколько минут назад из плена безумных нацистов, она узнает, что в результате выборов к власти пришли ультраправые (фактически, те же самые нацисты). Здравствуй, дивный новый мир!

Очень неприятно мне было осознавать, что авторы фильма прямо-таки внедряют в сознание зрителей мысль, что все зло от баб, словно ставят в упрек женщине, что она вопреки своей хрупкости и слабости оказалась самой жизнеспособной, худо ли, бедно ли, но преодолела сверхплотную атмосферу жуткого сна, в которой увязли ее приятели-парни. Эта осязаемо плотная, сковывающая волю и тело атмосфера ночного кошмара, сквозь которую ежеминутно продирались герои, — свидетельство настоящего мастерства начинающего режиссера.
Да, фильм постмодернистский (вряд ли это можно считать недостатком), да, в нем, как в любом постмодернистском творении, много цитат и отсылок к другим картинам, да, он эстетски и, буквально, страшно красивый (что тоже нельзя признать недостатком). Да, наконец, он хирургический. Но если кроме фонтанов крови и куч человеческого фарша вы ничего не разглядели, если многажды повторенная, размноженная, растянутая во времени боль героев вас не тронула, если кровища и мясо заслонили от вас чувства и страдания, и вы, выйдя из зала, тут же все и забыли, то это о многом говорит. И, прежде всего, о вас самих.

Другие рецензии:  Алексей Коропский

Билеты на события города

Билеты на событие «Фестиваль
Пятница, 22 ноября 2024
Хабаровская краевая филармония
Билеты на событие «Шоу Tango in the Shadows» в Хабаровске
Пятница, 22 ноября 2024
Городской Дворец Культуры
Билеты на событие «ДВАСО. Концерт
Суббота, 23 ноября 2024
Хабаровская краевая филармония
Билеты на событие «Аргишти. Мультимедийный концерт при свечах
Суббота, 23 ноября 2024
Городской Дворец Культуры
Билеты на событие «Ансамбль камерной музыки
Воскресенье, 24 ноября 2024
Хабаровская краевая филармония

Полная версия сайта