Рецензия на фильм «Про Федота-стрельца, удалого молодца»
Режиссер: Людмила Стеблянко
В ролях: Сергей Безруков (Федот-стрелец), Чулпан Хаматова (Маруся), Виктор Сухоруков (Царь), Дмитрий Дюжев (Генерал), Александр Ревва (Баба-Яга), Евгения Добровольская (Нянька царя), Михаил Ефремов (То, чего не может быть), Ирина Безрукова (Принцесса)
Автор: Анатолий Филатов
Подготовленному, то есть знакомому с оригинальным текстом Леонида Филатова, зрителю привыкнуть к тому, что творится на экране, непросто. Генерал увлекается вуайеризмом, тайком снимая голубицу-Марусю в нижнем белье; Баба-Яга сверкает нечистыми панталонами и хватает того же Генерала за причинные места; Федот рыдает, уткнувшись во внушительный Марусин бюст, как в последнее убежище опальных стрельцов; Царевна мало того, что выглядит как эмо и готесса сразу, так еще и прячет лысину под многоэтажным париком; сцена схватки Федота и гвардии Царя и вовсе цитирует вторую «Матрицу». Словом, вы поняли. Пытаясь создать полноценный мультфильм из проверенной десятилетиями сказки Филатова, состоящей, преимущественно, из одних лишь диалогов, авторы позволили себе несколько, скажем так, весьма неожиданных решений.
Те, кто видел «Федота» лишь на статичных кадрах да рекламных плакатах, были в ужасе и были правы. Федот – да не тот. Тем большим оказалось удивление, когда выяснилось, что в движении все смотрится далеко не так худо. Некоторая топорность работы местных художников при определенной дозе фантазии и благодушия начинает сверкать иными красками, и речь хочется вести, скорее, о своеобразной манере. Тот же традиционный факт, что, если отечественные прокатчики и продают неплохой продукт, то предварительно разве что не вываливают его в дерьме, никаких вопросов не вызывает: здесь так заведено.
Не исключен, конечно, и вариант, при котором, особенно после роскошных визуальных пиршеств «ВАЛЛ-И» или второго «Мадагаскара», самые впечатлительные зрители, попавшие на «Федота», начнут вырывать себе глаза под популярным лозунгом «Сделайте меня развидеть ЭТО!». Но нужно отдавать себе отчет: взявшись доводить до ума такой непростой проект, его авторы раз и навсегда избрали себе тот единственный путь, по которому это возможно сделать. Принимать или не принимать - вопрос вторичный. В конце концов, и «тридэшные» зеленые огры до сих пор не всем приходятся по нраву, а противники новых веяний в отечественной мультипликации всегда могут обратиться к классическому моноспектаклю, в котором блистательный Филатов играет все роли сразу. Да, местами «Федот-стрелец» выглядит, как продукт зари эпохи веб-технологий, то есть небольшим мультфильмом, нарисованным по флэш-технологии. Но даже в таком виде он на голову живее и симпатичнее убогих «Алеши Поповича», «Добрыни Никитича» и «Ильи Муромца» с калечным «Царем Владимиром» впридачу, так что хватит об этом.
Хочется отметить еще один факт, к мультипликации никакого отношения не имеющий. О некоторой неадекватности актера Безрукова сведения разного рода ходят давно, и, казалось бы, этому человеку уже нечем нас удивить. Не обиженный разнообразными талантами, Безруков и на этот раз умудрился прыгнуть выше головы. Ровным счетом никаких причин на то, чтобы классический филатовский текст сопровождался разлюли-малинной балладой «Отчего так в России березки шумят?» в исполнении актера, не наблюдается. Между тем, песня звучит даже несколько раз – вероятно, чтобы уж точно не пройти незамеченной.
Более того, уже в первой части мультфильма мы увидим и самого Безрукова с гитарой – вполне живого, не нарисованного. Совмещение анимации и видеоряда выглядит из рук вон, да и звучит также, но, видимо, Пушкин, Есенин, Иешуа и дай-бог-памяти-кто-еще-всея-Руси искренне доволен таким раскладом – «чтобы помнили». Объективности ради стоит сказать, что тем, чьи глаза выдержали своеобразный стиль местных мультипликаторов, все эти березки и белоствольные россиюшки как мертвому припарка.
На этом с критикой хочется завязать и перейти к основному блюду, в роли которого все-таки авторский текст, а не безруковая пена дней. С этим у «Федота» все в порядке – сказка перекочевала в кинотеатры практически без изменений. Отметим отличную озвучку: в таком варианте «Стрельца» можно смело выпускать в виде аудио-книги, актеры постарались, доказав, что не зря едят тяжкий лицедейский хлеб. Особо хочется выделить работу Виктора Сухорукова и Михаила Ефремова: Царь и То, Чего Не Может Быть ни на секунду не скатываются до уровня просто нарисованных персонажей, разговаривая так, как это им и положено.
Возможно, именно эта яркость вкупе с драматургической направленностью сказа и оставляют итоговое впечатление не мультфильма даже, а диковинного анимационного спектакля, созданного, конечно, в первую очередь для взрослых, а не детей. Нет, эротикой и тремя иксами нас здесь не накормят, но буффонада Леонида Филатова, о которой написано и пишется до сих пор немало серьезных исследований, всегда воспринималась как текст, при всей внешней легкости, исключительно многослойный. Никуда не пропала эта многомерность и на этот раз, пусть и прикрытая скоморошьей графикой. Тем интереснее смотреть на экран и делать собственные, явно чуждые толерантности и госзаказу, выводы.
Те, кто видел «Федота» лишь на статичных кадрах да рекламных плакатах, были в ужасе и были правы. Федот – да не тот. Тем большим оказалось удивление, когда выяснилось, что в движении все смотрится далеко не так худо. Некоторая топорность работы местных художников при определенной дозе фантазии и благодушия начинает сверкать иными красками, и речь хочется вести, скорее, о своеобразной манере. Тот же традиционный факт, что, если отечественные прокатчики и продают неплохой продукт, то предварительно разве что не вываливают его в дерьме, никаких вопросов не вызывает: здесь так заведено.
Не исключен, конечно, и вариант, при котором, особенно после роскошных визуальных пиршеств «ВАЛЛ-И» или второго «Мадагаскара», самые впечатлительные зрители, попавшие на «Федота», начнут вырывать себе глаза под популярным лозунгом «Сделайте меня развидеть ЭТО!». Но нужно отдавать себе отчет: взявшись доводить до ума такой непростой проект, его авторы раз и навсегда избрали себе тот единственный путь, по которому это возможно сделать. Принимать или не принимать - вопрос вторичный. В конце концов, и «тридэшные» зеленые огры до сих пор не всем приходятся по нраву, а противники новых веяний в отечественной мультипликации всегда могут обратиться к классическому моноспектаклю, в котором блистательный Филатов играет все роли сразу. Да, местами «Федот-стрелец» выглядит, как продукт зари эпохи веб-технологий, то есть небольшим мультфильмом, нарисованным по флэш-технологии. Но даже в таком виде он на голову живее и симпатичнее убогих «Алеши Поповича», «Добрыни Никитича» и «Ильи Муромца» с калечным «Царем Владимиром» впридачу, так что хватит об этом.
Хочется отметить еще один факт, к мультипликации никакого отношения не имеющий. О некоторой неадекватности актера Безрукова сведения разного рода ходят давно, и, казалось бы, этому человеку уже нечем нас удивить. Не обиженный разнообразными талантами, Безруков и на этот раз умудрился прыгнуть выше головы. Ровным счетом никаких причин на то, чтобы классический филатовский текст сопровождался разлюли-малинной балладой «Отчего так в России березки шумят?» в исполнении актера, не наблюдается. Между тем, песня звучит даже несколько раз – вероятно, чтобы уж точно не пройти незамеченной.
Более того, уже в первой части мультфильма мы увидим и самого Безрукова с гитарой – вполне живого, не нарисованного. Совмещение анимации и видеоряда выглядит из рук вон, да и звучит также, но, видимо, Пушкин, Есенин, Иешуа и дай-бог-памяти-кто-еще-всея-Руси искренне доволен таким раскладом – «чтобы помнили». Объективности ради стоит сказать, что тем, чьи глаза выдержали своеобразный стиль местных мультипликаторов, все эти березки и белоствольные россиюшки как мертвому припарка.
На этом с критикой хочется завязать и перейти к основному блюду, в роли которого все-таки авторский текст, а не безруковая пена дней. С этим у «Федота» все в порядке – сказка перекочевала в кинотеатры практически без изменений. Отметим отличную озвучку: в таком варианте «Стрельца» можно смело выпускать в виде аудио-книги, актеры постарались, доказав, что не зря едят тяжкий лицедейский хлеб. Особо хочется выделить работу Виктора Сухорукова и Михаила Ефремова: Царь и То, Чего Не Может Быть ни на секунду не скатываются до уровня просто нарисованных персонажей, разговаривая так, как это им и положено.
Возможно, именно эта яркость вкупе с драматургической направленностью сказа и оставляют итоговое впечатление не мультфильма даже, а диковинного анимационного спектакля, созданного, конечно, в первую очередь для взрослых, а не детей. Нет, эротикой и тремя иксами нас здесь не накормят, но буффонада Леонида Филатова, о которой написано и пишется до сих пор немало серьезных исследований, всегда воспринималась как текст, при всей внешней легкости, исключительно многослойный. Никуда не пропала эта многомерность и на этот раз, пусть и прикрытая скоморошьей графикой. Тем интереснее смотреть на экран и делать собственные, явно чуждые толерантности и госзаказу, выводы.