Рецензия на фильм «Ретроспектива фильмов Гая Ричи: Рок-н-рольщик»

 

Режиссер: Гай Ричи

В ролях: Джерард Батлер, Том Уилкинсон, Тандиве Ньютон, Марк Стронг, Идрис Эльба, Том Харди, Карел Роден, Тоби Кеббелл, Джереми Пивен, Лудакрис

Автор: Алекс Экслер

Ослепительное солнце сияет над Лондоном — новой культурной столицей мира, — однако невеселы лица крутых ребятишек из мелкой банды «Дикая шайка»! Главные пацаны банды по прозвищам Раз-Два (Джерард Батлер) и Мямля (Айдрис Эльба) связались с крутым мафиози Ленни (Том Уилкинсон), надеясь выгодно вложить некоторые накопленные денежки в постоянно растущую городскую недвижимость, а тот сделал ловкий ход конем, в результате чего ребятишки не только ничего не приобрели, но и еще остались должны Ленни весьма солидную сумму.

Впрочем, сам Ленни — эта акула недвижимости и санитар преступного мира — тоже в конце концов попал в переплет. Кто ему мешал обирать себе лондонских бандюганов и не лезть в высокие сферы? Никто! Но Ленни додумался связаться с русским олигархом Юрием Омовичем (Карел Роден), а тот хотя и поит партнера дерьмовым вискарем вместо хорошей водки (русские, sorry to say, постепенно теряют свои посконные традиции), но ему не только палец в рот не клади, а лучше вообще ничего никуда не класть — откусит всю голову вместе с бейцами.

Между тем поначалу сделка сулила Ленни огромные барыши: он взялся за семь миллионов евро пропихнуть для Абрам’Омовича разрешение на мощное строительство в элитном районе Лондона — дело в том, что Омовичу уже наскучил собственный стадион и собственная футбольная команда, которые он приобрел для разминки.

Омович поначалу был даже настолько любезен, что дал Ленни поносить свою любимую картину-талисман. Пусть картина, сказал Омович, повисит пока у вас и принесет удачу нашей сделке. А после сделки, ласково добавил Омович, принесете ее обратно. В смысле, что попробуйте не принести.

Разумеется, шеф, все пропало: гипс снимают, клиент уезжает! Блудный приемный сын Ленни — рок-н-ролльщик и наркоман Джонни Фунт (Тоби Кеббелл), который уже неоднократно инсценировал собственную смерть ради увеличения продажи альбомов, в очередной раз воскрес, залез в дом Ленни и украл любимую картину Омовича. Так что Ленни теперь в полном дерьме, и он требует от ближайшего помощника Арчи (Марк Стронг) немедленно найти похитителя и вернуть картину обратно.

Омович тем временем просит свою очаровательную бухгалтершу Стеллу (Тэнди Ньютон) отмыть, обналичить и доставить семь лямов для передачи Ленни. Но у Стеллы — муж гомосексуалист, ее тянет на приключения, поэтому ловкая бабенка дает Раз-Два наводку на перевозку бабок, в результате чего банда «Дикая шайка» похищает омовические деньги, чтобы отдать их Ленни за свои долги.

В общем, круговерть при этом начинается — просто не ходи купаться в Темзу, потому что там — американские раки, творение самого Ленни! В результате Ленни еще всем даст прокашляться, русский олигарх еще всем даст прокашляться, «Дикая шайка» как следует прокашляется, а Джонни Фунт взойдет на вершину экзистенциального наркотического бытия, вот увидите!

***

Конечно, Гаю Ритчи надо было как-то реабилитироваться: после блестящего фильма «Карты, деньги и два ствола» и великолепного «Большого куша» старина Ритчи слегка женился на Мадонне, после чего выдал ужасных «Унесенных морем» и якобы философскую тягомотину «Револьвер», в которой он пытался угодить и нашим, и вашим, но которая тем не менее провалилась с совершенно оглушительным треском.

Но потом Ритчи решительно порвал с Мадонной и своим прошлым «мистер Мадонна», в результате чего снял угарный (как обещалось) боевик «Рок-н-рольщик», в котором он обещал вернуться к лучшим традициям жанра.

Собственно, так оно и получилось — это действительно возврат к стилистике «Карт…» и «Большого куша». Более того, это не только возврат, но и фактически прямое клонирование. Все тот же набор большого количества самых разнообразных персонажей, все та же круговерть кучи денег, подставы, засады, факапы, стрелки, побоища и чуднЫе русские.

Ленни — чистый Кирпич из «Большого куша». Стиль абсолютно тот же самый. Вот только хороший актер Том Уилкинсон Ленни, в общем-то, не тянет. Получается, конечно, не настолько плохо, как в «Билли Батгейте», где Дастин Хоффман совершенно отвратительно изобразил Голландца Шульца, но заметно хуже, чем в случае оригинального Кирпича, сыгранного Аланом Фордом. У Форда Кирпич был брутален, психопатичен и страшен. Но при этом сам фильм представлял собой фактически буффонаду. «Рок-н-рольщик» снят значительно более мрачно и как бы правдоподобнее, но Ленни там получился совершенно гротескно-театральный. Видно, что хороший актер изо всех сил пытается изобразить крутого мафиози, но у него это не слишком-то получается.

Вина в этом не Уилкинсона, а Ритчи. Именно он, создавая этого персонажа, держал в уме Кирпича и снабдил Ленни приемами и ухватками Кирпича (даже каких-то дурацких американских раков придумал вместо традиционных британских свиней), а вот актера взял не слишком подходящего. В результате один из главных персонажей заметно провис.

Банда «Дикая шайка» явно перекликается с квартетом из «Карт…», а в образе Раз-Два очень много от Турецкого.

Идея с несокрушимостью русского Бориса Бритвы, блестяще сыгранного в «Большом куше» сербом Раде Сербеджиа, нашла свое отражение в «Рок-н-рольщике» в образах двух неубиваемых русских уголовников-зомби, которые как будто бы вышли из «Ночи живых мертвецов». Оно, конечно, смотрится прикольно, но мне показалось, что Ритчи с этими русскими явно переборщил. То, что было очень смешно с Борисом, в «Рок-н-рольщике» смотрелось как не сильно удачное повторение старого анекдота.

Русский олигарх Роман Абрамович, который в фильме воссоздан фактически один в один — фамилия Омович, загримированный под Абрамовича чех Карел Роден со знаковой трехдневной небритостью, футбольная команда и все такое, — выглядит также странновато. Оно понятно, что Ритчи как бы отображал новую существующую реальность, но тут нужно было тянуть или в правдоподобную сторону, или в откровенно карикатурную. У Ритчи получилось ни то ни се — так, какой-то странноватый намек. И что он хотел сказать эпизодом, когда Абрамович поит Ленни ужасным виски, я как-то совсем не понял. Ритчи действительно считает, что Абрамович покупает для гостей вискарь по пять баксов за галлон? Как-то мне при этом за державу становится обидно…

Также режиссер все-таки не удержался и вставил в картину несколько эпизодов, напоминающих «Револьвер». Обдолбанный Джонни Фунт, философствующий о жизни торчков на примере пачки сигарет, — оно, может, на кого-нибудь и произведет сильное впечатление, но мне показалось, что это явно лишнее. Равно как и несколько флешбэков, которые вставлены непонятно зачем и при этом явно снижают динамизм происходящего.

Впрочем, я все что-то поругиваю и поругиваю, а нужно сказать, что в фильме есть хорошего. Как верно заметил кот Бублик, Ритчи нынешний в этой картине более или менее удачно повторяет Ритчи прошлого, домадоннского. События круговертятся, герои попадают в различные передряги, «философствование» сведено к минимуму, среди персонажей, как обычно, фактически нет героев и злодеев — все по-своему интересны, все по-своему симпатичны или хотя бы любопытны, даже зомби-русские, не говоря уж об олигархе с растерянной улыбкой. Все они хотят срубить бабла, потратить бабла, отдать бабла, вернуть бабла и так далее. И все они ищут и находят неприятности на свою жопу — это основной стержень всех знаменитых картин этого режиссера.

Но Ритчи все же стал немного другим. Потерял, как Маргадон, былую легкость. Настоящий рок-н-ролл был в первых двух фильмах, а здесь, вопреки названию, уже не рок-н-ролл, а хотя и очень качественная, но попса. И в прошлых фильмах персонажи нередко совершали достаточно идиотские поступки, но это все выглядело каким-то жизненным, естественным и забавным. Здесь же — несмотря на то что Ритчи, как он утверждал в различных интервью, хотел показать «истинную жизнь современного Лондона» — очень многие вещи выглядят совершенно высосанными из пальца. Вот просто хотелось ему навертеть боевик положений вокруг неких событий, поэтому непьющий русский олигарх непонятно с какого бодуна одалживает случайному деловому партнеру картину, которую он бережет как зеницу ока, поэтому семь миллионов евро перевозят два офисных клерка, ну и так далее.

Тем не менее, если не докапываться до сценария, который заметно подурнел, смотрится это все динамично, персонажи колоритные, а в какой-то момент в картине ненадолго возвращается былой драйв. Но, к сожалению, действительно ненадолго. Хотя несколько эпизодов выглядят просто роскошно, особенно первое ограбление.

Из актеров очень понравился Марк Стронг, сыгравший подручного Ленни Арчи. Правда, он в этой роли совершенно невероятно напоминал Энди Гарсиа, но оно как-то и к лучшему. Да и характер персонажа был вовсе не клоном старых находок — Арчи являет собой тип как бы интеллигентного бандюгана.

Также Тоби Кеббелл в роли Джона Фунта выглядел более чем достойно. Яркий персонаж, отличное исполнение. Гай Ритчи грозится сделать у данного фильма пару продолжений, так вот, если он сконцентрируется на персонажах Арчи и Джона, может получиться интересное кино.

Резюмирую. Восторгов, как во время просмотра «Большого куша», никаких нет, но просмотра картина, безусловно, достойна. Я смотрел в оригинале, а народ утверждает, что для российского проката дубляж сделали более чем странный: из перевода Гоблина убрали мат-перемат, сам Гоблин озвучил Арчи (это зря, его голос совершенно не коррелирует с классным тембром Стронга), ну и в общем и целом на дубляж народ ругается. Я сам не слышал, поэтому ничего не могу сказать. В Сети также по поводу перевода Гоблина наводят критику. Так что лучше посмотрите в оригинале, тем более что для фильмов Ритчи это почти обязательно. Однако замечу, что чисто диалоговых классных моментов и языкового колорита в картине на порядок меньше, чем в «Картах…» и «Большом куше». Обидно, но ничего не поделаешь…

Оценки по пятибалльной системе
Зрелищность — 4
Актерская игра — 4
Режиссерская работа — 4
Сценарий — 4
Кратко о фильме — более или менее возвращение к корням
Нужно ли смотреть — вполне можно

(с) Алекс Экслер www.exler.ru

Другие рецензии:  Олег Анохин, Анатолий Филатов

Билеты на события города

Билеты на событие «Фестиваль
Пятница, 22 ноября 2024
Хабаровская краевая филармония
Билеты на событие «Шоу Tango in the Shadows» в Хабаровске
Пятница, 22 ноября 2024
Городской Дворец Культуры
Билеты на событие «ДВАСО. Концерт
Суббота, 23 ноября 2024
Хабаровская краевая филармония
Билеты на событие «Аргишти. Мультимедийный концерт при свечах
Суббота, 23 ноября 2024
Городской Дворец Культуры
Билеты на событие «Ансамбль камерной музыки
Воскресенье, 24 ноября 2024
Хабаровская краевая филармония

Полная версия сайта