Рецензия на фильм «Русалка.»

 

Режиссер: Анна Меликян

В ролях: Маша Шалаева, Евгений Цыганов, Ирина Скриниченко, Мария Соколова

Автор: Алексей Коропский

Детские сказки нужно читать как минимум дважды: впервые, как положено, в детстве, а во второй раз — уже вкусив самостоятельности так называемой «взрослой» жизни. Именно по втором прочтении открывается истинная многовековая и вовсе не детская сущность этих бессмертных историй, гораздо более сложная, глубокая и современная, чем принято считать. И именно из такого прочтения и переосмысления, а также из простых жизненных наблюдений и родилась «Русалка».

В наши дни в российском кинематографе сложилась такая ситуация, что авторским и просто «серьезным» фильмам дорога к широкому зрителю практически закрыта и единственный способ обойти этот кордон — мимикрировать под простое массовое, а еще лучше — молодежное кино. Только в таком случае есть возможность вступить в диалог со зрителем на его языке и донести свои мысли до как можно большей аудитории. «Русалка» как раз из таких, «мимикрировавших» и в этом ее особенная прелесть.

На первый взгляд история, рассказанная в фильме, не блещет оригинальностью. Девочка из неполной семьи, проведшая детство где-то в глубинке, однажды перебирается в Москву и там пытается построить свою жизнь заново. И все было бы достаточно тоскливо, если бы не сама главная героиня, вокруг которой все и закручено. Ее можно охарактеризовать как угодно, но только не как «обычная». Она живет где-то между собственными фантазиями и реальностью, она превращает реальность в свои фантазии и наоборот. И вовсе не случайно ее зовут Алиса, совсем как знаменитую кэрролловскую мечтательницу.

Но, в отличие от всех остальных фильмов о провинциалах в столице, «Русалка» — отнюдь не история Золушки. Лишь стоит только вспомнить ту самую сказку Андерсена, как все становится по своим местам с легкой поправкой на время и реалии. Слишком много общего у сказочной русалочки и киношной Алисы: они обе меняют привычный мир на новый, манящий и обманчивый, они обе входят в этот мир безмолвными и идут по нему, как по острым ножам… Но жизнь посреди огней рекламных щитов кажется гораздо более разнообразной, чем во времена белокаменных дворцов и обитых красным бархатом карет. История русалочки постепенно растворяется в новой реальности, оставаясь только тонким пунктиром, неизбежно ведущим по основным сюжетным точкам.

«Русалка» хороша со всех сторон: и живым, играющим всеми красками сценарием, и уверенной режиссурой, и превосходным визуальным рядом. На удивление, в фильме Анны Меликян совершенно не чувствуется пресловутого «синдрома второго фильма», не возникает ощущения натужной осторожности. Как раз наоборот, фильм преисполнен какой-то жизнеутверждающей легкости и профессиональной свежести. Искреннее удовольствие доставляют интересные находки сценария и монтажа, даже слегка наивные спецэффекты здесь смотрятся более чем уместно.

Однако особой похвалы заслуживает невероятный актерский ансамбль. Это стопроцентное попадание и удивительные находки. Маша Шалаева, исполнительница главной роли, — настоящее открытие. Глядя за тем, как она живет в кадре, понимаешь, что такое сыграть невозможно — нужно жить и чувствовать так же, как живет и чувствует экранная героиня. Более чем натуралистична до последнего жеста мама Алисы, очаровывает какой-то совершенно безумной харизмой ее бабушка… Евгений Цыганов, единственное, пожалуй, громкое имя в этом касте (если не считать камео Артура Смольянинова), и редкий мужской персонаж фильма, органично вливается в этот сонм удивительных типажей, составляя вместе с Машей Шалаевой прекрасный экранный дуэт, в котором, однако, как в танце, есть ведущий и ведомый, и расстановка сил в нем вовсе не так очевидна, как может показаться.

Кино, особенно не бездумное, а несущее какие-то идеи, во все времена было зеркалом общества, отражающим все его пороки и характерные черты. «Русалка» здесь не исключение. В фильме поднимаются довольно серьезные психологические вопросы и вопросы человеческих отношений. А главная героиня Алиса за эти неполные два часа становится такой близкой и знакомой.

Она вышла в обычную жизнь. Она прошла свой путь по острым ножам. И стала пеною морской во имя жизни и счастья любимого человека.

Другие рецензии:  Алекс Экслер,

Билеты на события города

Билеты на событие «Фестиваль
Пятница, 22 ноября 2024
Хабаровская краевая филармония
Билеты на событие «Шоу Tango in the Shadows» в Хабаровске
Пятница, 22 ноября 2024
Городской Дворец Культуры
Билеты на событие «ДВАСО. Концерт
Суббота, 23 ноября 2024
Хабаровская краевая филармония
Билеты на событие «Аргишти. Мультимедийный концерт при свечах
Суббота, 23 ноября 2024
Городской Дворец Культуры
Билеты на событие «Ансамбль камерной музыки
Воскресенье, 24 ноября 2024
Хабаровская краевая филармония

Полная версия сайта