Рецензия на фильм «Вожделение»
Режиссер: Энг Ли
В ролях: Тони Люн Чиу Вай, Вей Тан, Джоан Чен, Чи-йин Чу, Анупам Кхер, Ли-Хом Ван, Джонсон Юэн
В российский прокат фильм "Вожделение" вышел в конце прошлого года. Еще не видя фильма, я прочитала интервью с тайваньским режиссером Энгом Ли и отзывы, как впоследствии оказалось, демонстрирующие типично мужской взгляд на сюжет фильма. Как женщина я увидела в "Вожделении" совершенно другую картину.
Маленькое отступление. Однажды в турпоезке в Харбин нашей группе повезло: наша китайская переводчица, имя которой по-русски звучало одновременно странно и очень поэтично "Умница на рассвете", оказалась действительно умницей. Она знала три языка, ей было 27 лет, родилась и воспитывалась в деревне на традиционных китайских обычаях и законах. В тот момент она стояла на пороге выбора между личной жизнью и карьерой. Очень нелегкого выбора: делать карьеру в Шанхайском университете, куда ее пригласили преподавать или остаться, потому что ее жениху-врачу предложили место в клинике Харбина. По словам Умницы, ее отношения с любимым на протяжении последних пяти лет очень серьезные. Отношения жениха и невесты, позволяющие максимум держаться за руки. Так я узнала о китайских традициях добрачных отношений в 21 веке.
В фильме "Вожделение" женская история, наложенная на историю Китая. История первой любви, по-азиатски целомудренная, со случайными взглядами глаза в глаза, с легкими прикосновениями к руке любимого. Любовь, ради которой героиня пошла на самопожертвование. Она положила на алтарь не только целомудрие физическое, но, что важнее, целомудрие своей души. Ради идеалов и целей любимого юноши вступила в игру, по правилам которой, должна была стать любовницей жестокого и безжалостного врага. И она ею стала. Тот, кого она любила, не остановил игру, не защитил, не уберег от надругательства и унижения. Такое предательство выдержать и не сломаться не в человеческих силах.
Драма фильма вне времени и вне географических рамок. Любить до последнего вздоха, того, кто тобой не дорожит, и принимать чужую любовь от ненавистного тебе человека. Не жить, а играть роль в этой жизни и оставаться одинокой.
Достижение Энга Ли в том, что будучи мужчиной, он сумел показать женскую душу. Ведь только женщине свойственно говорить не прямо, с подтекстом или без слов, жестами, взглядами, вздохами, прикосновениями, в постели телом. Именно поэтому мужчины не видят главного в этом фильме, точно так же как и не всегда понимают свою вторую половину. Ведь обычно от мужчин мы слышим: "Дорогая, скажи прямо, что тебе нужно".
Фильм в китайский прокат вышел, конечно, без постельных сцен, ведь женская сексуальность у китайцев табу, и это уже совсем другая история.