СЛУЧАЙ С КОМИКСОМ (идти, чтобы понять: «Дикий, дикий Запад» МОГ БЫ выйти захватывающим!)
Рецензия на фильм «Ретроспектива фильмов Гая Ричи: Шерлок Холмс»
Режиссер: Гай Ричи
В ролях: Роберт Дауни мл., Джуд Лоу, Рэйчел МакАдамс, Марк Стронг, Эдди Марсан, Роберт Мэйллет, Джеральдин Джеймс, Келли Райлли, Уильям Хьюстон, Ханс Мэтисон
Автор: nitzer
Начнём со своей «детективной истории». Ряд изданий, использующих при подготовке «киношных» статей прежде всего интернет-поисковики, поспешил сообщить, что «Шерлок Холмс» образца 2009 поставлен не на основе произведений сэра А́ртура Игна́тиуса Ко́нан Дойля, а по комиксам некоего Лайонелла Уигрэма.
Не будем строги к халявщикам.
Во-первых, в большинстве подобных «источников» трудятся люди, подобные рабочим с конвейера. У бедняжек есть план выдачи на-гора т.н. «рецензий», и им просто некогда отсеивать дезинформацию.
Во-вторых, автором провокации выступила ни много ни мало сама студия Warner Bros., изначально объявившая проект «Нового Холмса» адаптацией комикса Лайонела Уигрэма, на тот момент просто ещё…не опубликованного. У студии – своё оправдание. Ведь только после такого заявления можно рассчитывать перехватить «волну» популярности фильмов, действительно основанных на графических новеллах (от настоящих шедевров «Города Грехов», «Мстителя» или «Хранителей» до последних реинкарнаций Бэтмена или легиона «Марвелловских» экранизаций). А как вы ещё прикажете заманить зрителей в кинотеатры после того, как «Шерлока» экранизировали, наверное, сотни раз? Возможно, на сильный маркетинговый ход боссов «Уорнера» натолкнул подход Уигрэма. Да-да, Лайонелл Уигрэм действительно существует. Правда, раньше он был замечен в основном на очень далёких от вершины Славы ролях ШЕСТОГО продюсера фильма «Гарри Поттер и орден Феникса» и четвёртого «Гарри Поттер и Принц-полукровка». Представьте себя руководителем ведущего киноконцерна, к которому пришёл в офис парень таких «регалий» и талдычит о каком-то там новом, богемном образе Шерлока Холмса. Чтобы не услышать Ваше безнадёжное «мы подумаем», честолюбивый м-р Уигрэм проиллюстрировал свою идею в виде рисунков, созданных ни кем иным, как Джоном Уоткиссом — раскадровщиком футуристического фильма «Небесный капитан и Мир будущего». Так что формально «Warner» никого не обманывала – «комикс» действительно существовал, а отчитываться о количестве страниц в нём никто ведь и не подряжался?
В-третьих, ЭТОТ «Шерлок Холмс» действительно не похож на что-либо, принятое считать классической адаптацией детективов Конан Дойля. Возможно, острее всего почувствуют своеобразный внутренний протест зрители «стран СНГ», до сих пор находящиеся в плену очарования дуэта Ливанова и Соломина (RIP). Да что говорить о неизбалованных советских зрителях! Орден Британской империи, вручённый Василию Ливанову в 2006г за исполнение роли Холмса, – лучшее подтверждение тому, что именно русская актёрская школа и режиссура смогли точнее всех других воплотить подлинно викторианский стандарт образов знаменитого сыщика и его компаньона… На который столь откровенно наплевали постановщики «Холмса 2009»! Наш сегодняшний Холмс – отнюдь не джентльмен в колониальном стиле. Он словно монтировался в декорации XIX века как своеобразный Франкенштейн, сшитый из деталей образов совершенно несопоставимых персонажей. Новый Холмс сражается с заговором мирового масштаба и разбирается в винтажах вин не хуже Джеймса Бонда. Он носит странные, но невообразимо стильные наряды, кутит и манерничает, как заправский Капитан Джек Воробей. Он совершенно в духе Бэтмэна или Супермена спасает девушек прямо из лап злодеев… Смешать такие ингредиенты в нужной пропорции да так, чтобы от «варева» за милю не разило штампами, может только гениальный режиссёр. Тем удивительнее был первоначальный выбор на режиссёрский мостик «прославившегося» ранее лишь псевдо-артхаусными страшилками Нила Маршалла (Neil Marshall: «Псы-воины», «Спуск»). По счастью, этот выбор не прижился, и проект попал к Гаю Ричи (Guy Ritchie: «Карты, деньги, два ствола», «Большой куш», «Револьвер», «Рок-н-ролльщик»), который и сделал работу имплантатора на 5+. На мой взгляд, Ричи при этом удалось не только «стряхнуть пыль» с образа Великого Сыщика (избавившись от прикипевших к нему наслоений вроде фразы «элементарно, Ватсон» или трубки, услужливо изогнутой под особенности лица одного из первых «серийных» исполнителей роли Шерлока Уильяма Жиллетта). Вероятно, фильм создаёт новую традицию изображения Холмса – как его теперь представить без мускульной энергии, ставшей таким неожиданным и нужным приложением к дедуктивному методу? Не исключено, что «утка» про комикс предполагалась и как резервный вариант отхода в случае, если зритель не примет такую ипостась героя. Впрочем, этого не случилось: сборы «Шерлока Холмса» в первую неделю уступают лишь – бррр – «Аватару». Более того, фильм уже номинирован на «Оскар».
Что же, дело «комикса» раскрыто, будем паковать вещи?
Отнюдь, как в заправском графическом романе фильм весьма недвусмысленно даёт даже не надежду, а обещание на продолжение. Да и Роберт Дауни-младший (Robert Downey Jr), исполнитель роли Холмса, уже «проговорился» в одном из интервью о двух запланированных сиквелах. И это тот редкий случай, когда такая новость приносит на ум не досадливое «и они туда же», а нетерпеливое: «когда же Шерлок Холмс вернётся…в Настоящем Рок-н-рольщике!?» Вернётся, чтобы доказать: правильно снятый экшн в декорациях «эпохи пара» МОЖЕТ не на шутку увлекать зрителя, даже если это «всего лишь» сиквел.
Другие рецензии: Алекс Экслер, Анатолий Филатов,