Русский подождет
Рецензия на фильм «Молчание Лорны»
Режиссер: Жан-Пьер Дарденн, Люк Дарденн
В ролях: Арта Доброши, Жереми Ренье, Фабрицио Ронджоне, Альбан Укай, Морган Маринне, Оливье Гурме, Мирей Байи, Серж Ларивьер, Энн Джерард
Автор: Анатолий Филатов
«Молчание Лорны», 16 совместная работа братьев Дарденнов, номинированная в Канне-2008 на «Золотую пальмовую ветвь», но получившая «всего лишь» награду за лучший сценарий, не несет в титрах пошлейшего «основано на реальных событиях», несмотря на то, что так оно и есть. Дело не в ошибке или нежелании почтенных бельгийских братьев делиться лаврами. Просто история, рассказанная в фильме, совсем, скажем так, не уникальна. Но от этого пота, крови, отчаяния, боли, измены, героина и слёз меньше в ней не становится ни на грамм.
Албанская эмигрантка со сказочным именем мечтает получить гражданство Евросоюза, для чего вступает в творческий союз с криминалом и братвой и решается на фиктивный брак с героиновым наркоманом Клоди. План прост: торчку устраивают передоз, Лорна повторно выходит замуж за быка по имени Сокол, получает кредит на 10 килоевро, открывает бар на углу и живет счастливо до конца своих дней, передав гражданство по наследству и своему Ясному, и всем их потомкам до седьмого колена. Как всегда, план кажется идеальным. Как всегда, план оказывается идеальным лишь на словах.
Клоди внезапно решается на добровольный уход в ремиссию, Лорна, всю их недолгую совместную жизнь спавшая с этим малоприятным молодым человеком в разных кроватях, теряется и просит русского подождать, цель, бывшая еще вчера столь простой и понятной, исчезает в пене дней, и дальнейшее существование становится изощренной сладостной мукой – «вместе невозможно и врозь никак». Лорна, конечно, не обязана помогать Клоди, более того, своим молчанием, бездействием, уходом в сторону она как раз наоборот должна обречь его на дешевый гроб на общественном кладбище.
Но кроме нее, у него никого нет. То есть, совсем. И хотя этот нехитрый расклад является, в общем-то, стандартным для подавляющего большинства героиновых наркоманов на Земле, уйти она не может. И – крупно – пальцы считают деньги. И – крупно – огромные неземной чистоты глаза Арты Доброши. И – крупно – губы, произносящие: «За свадьбу я тебе уже заплатила, за развод заплачу еще больше». И все это можно, выражаясь языком собратьев Клоди по игле, сгрузить на весы. А можно и не сгрузить.
Дарденны не стали искать историй экзотических, подобно тому, как недавно поступил Дэнни Бойл, отправившись по пути наименьшего сопротивления под знаменем «Миллионера из трущоб». Они даже из родного Льежа не стали далеко уезжать: декорации «Лорны» большей частью безрадостны, серы и унылы, какие-то универсальные задворки, теоретически такое кино можно было бы снять в любой владивостокской гостинке. Но именно эта универсальность подкупает в очередном социальном эксперименте Дарденнов, и когда Лорна, имитируя побои для скорейшего развода, бьется головой о стены, хочется обхватить голову руками, зажать уши, закрыть глаза и бежать без оглядки, наклонив голову, пока не врежешься в серый бетон, расплескав кровь и слюну на несколько метров вокруг.
Героин безжалостен, русская мафия безжалостна, но куда безжалостнее женщина, которая понимает, что любила, тогда, когда становится уже слишком поздно.