Рецензия на фильм «Операция Валькирия.»
Режиссер: Брайан Сингер
В ролях: Том Круз, Стивен Фрай, Карис ван Хаутен, Томас Кретшманн, Билл Найи, Теренс Стамп, Том Уилкинсон, Кеннет Брана, Эдди Иззард, Халина Рейн
Верхушка вермахта ведет проникновенные беседы о душе, Гитлер отсвечивает усами и большей частью молчит, одноглазый и однорукий полковник Штауффенберг подобно одному сказочному персонажу не расстается с чемоданчиком, в котором лежит бомба, способная взорвать Wolfenstein едва ли не целиком. Все это и миллион других мелочей, от «мессеров» и «юнкерсов» до колесящих по унылым серым дорогам «опелей», которые еще не подозревают, что через полтора года станут трофеями, создает на удивление цельную картину. Брайан Сингер может считать себя полностью реабилитированным: даем слово чести, что больше никогда не вспомним о голубом лосиновом кошмаре «Возвращения Супермена». Том Круз может считать себя помилованным: за одного фон Штауффенберга, произносящего «Я служу своей стране. Но сейчас это – не моя страна», можно простить преступления и похуже, чем «Война миров». По форме – стопроцентно камерный проект, но прирожденный блокбастер по своей сути, «Операция Валькирия» работает по принципу «Необходимо и достаточно», оказываясь одинаково понятной людям по обе стороны Атлантики.
В 1944 году недовольство командующих армией Третьего Рейха собственным фюрером подошло к точке кипения. Незадолго до этого потерявший при бомбежке в Африке глаз и руку Клаус фон Штауффенберг получил звание полковника и был назначен командующим сухопутными войсками на одном из европейских направлений. Доказав свою преданность Германии, полковник входит в узкий круг посвященных, которые осознают: Адольф Гитлер ведет страну к поражению, оставить все как есть – значит не только проиграть, но и войти в историю как кучка бессовестных подонков, под гребенку которых победители очевидно зачешут проигравших. Гитлера совершенно необходимо убить, не для того даже, чтобы остановить машину – для этого в те годы не хватило бы, пожалуй, и куда более радикальных мер, – но для того, чтобы породить сомнение в том, что народом правит живой бог, доказать тщетность его посяганий на мировое господство и внести хаос в стан его истинных соратников. Бомбу взрывали трижды. Фюрера только ранили, да что там – просто контузили. В вечер последнего покушения на плацу расстреляли всех заговорщиков и еще свыше 300 человек – паранойя, знаете ли. Никакого секрета здесь нет, вся информация в свободном доступе, и тем сложнее была задача Сингера, промышлявшего ранее великолепными комиксами, паршивыми комиксами и средней руки хоррорами. В своем роде снимать «Операцию Валькирия» то же, что и экранизировать тетрис: усаживаясь в кресло до начала фильма, ты прекрасно знаешь, что ждет тебя в финале. Но, как всякий по-настоящему удачный тетрис, фильм совсем не поход на средство для релаксации: мышцы напряжены, пальцы стиснуты, губы сжаты. Выражаясь языком рокапопса, слияние и поглощение.
Отказавшись от зрелищности ради шероховатой бетонности натурализма, Сингер поместил Круза в малопривычную для того среду: никаких ассоциаций с «Миссия: невыполнима» или «Особым мнением» не возникает и в помине. В то же время пресловутая реалистичность, на исключительности которой продолжают настаивать все участники съемочного процесса, вплоть до разносчиков пиццы, уже дала почву для многочисленных спекуляций. Штауффенберг и заговорщики не хотели прекращения войны. Штауффенберг и заговорщики хотели захвата власти в собственные руки. Штауффенберг и заговорщики мечтали о воссоединении с союзниками и совместной атаке СССР. Штауффенберг и заговорщики были «рейхстаговскими мечтателями»: 300 человек, так или иначе посвященных в детали операции, не справились бы с девятимиллионной армией Рейха. Это – только начало, фильм едва-едва вышел в широкий прокат в России, а здесь «профессоров истории», с которыми, как всегда, их адвокаты, всегда хватало. Но - необходимо и достаточно, помните? Гитлер – был, фон Штауффенберг – был, бомба – была, казни – были. Достаточно. И главная заслуга «Операции Валькирия» в том, что фильм ни на секунду не дает усомниться, что все это было не так.
В этом, прежде всего, заслуга актерской команды. Спорить здесь не приходится, несмотря на то, что нацистская униформа и офицерские мундиры идут решительно всем, а повязка на глазу одним черным асимметричным провалом даже из какого-нибудь Джека Блэка сделала бы надежду человечества. Возможно, в реальной жизни Том Круз и не похож на настоящего мужика, а может быть, только он, единственный на всей Земле, на него и похож, но в «Операции» его Штауффенберг легко оставляет в своей тени практически всех. Тем ярче отражают его сияние, изрядно преломив собственной огранкой, Кеннет Брана, Билл Найи и Том Уилкинсон: кастинг явно не годится на роль слабого места «Валькирии». Если уж и предавать родину, то так, как это сыграли они.
Фильм, заочно проклятый радикалами США и заочно же награжденный в Германии, «Операция Валькирия», возможно, и не претендует на место в пантеонах и залах славы (хотя сдается, что именно там она в результате и окажется). Но за одно можно быть спокойным: свое место в Вальгалле Том фон Штауффенберг уже заслужил.