Рецензия на фильм «Война миров»
Режиссер: Стивен Спилберг
В ролях: Том Круз, Дэвид Алан Баше, Джеймс ДюМон, Джастин Чатуин, Дакота Фэннинг, Дэниэл Фрэнзис, Стивен Геведон, Рик Гонсалес, Дэвид Харбор, Миранда Отто, Шаррифф Пью, Тим Роббинс, Энн Робинсон, Джон Скерти, Юл Васкес, Лиза Энн Уолтер, Джули Уайт
Автор: Валерий Шульгинов
«Но кто живёт в этих мирах, если они обитаемы?. Мы или они Владыки Мира? Разве всё предназначено для человека?»
Когда в 30-х годах прошлого века был поставлен радио-спектакль по страницам фантастического романа Герберта Уэллса «Война миров», города охватила паника. Люди, поверившие, что марсиане действительно прибыли на Землю, чтобы раз и навсегда покорить её, бросали дома и вещи и спасались бегством. Сейчас-то это воспринимается как забавный факт, но вряд ли тогда это было также весело…
Что говорить, Герберт Уэллс талантливый фантаст и его истории вот уже больше века будоражат умы читателей. Поэтому, когда Спилберг взялся экранизировать один из его лучших романов «Война миров» у меня приятно защекотало нервы. Вот она встреча достойных друг друга художников фантастов: один – из мира литературы, другой – кинематографа. Да и рекламные ролики обещали зрелище что надо. Что получилось?
Первые кадры показывают нам планы небольшого приморского городка, где живёт и трудится в местном доке Рэй Феррье, он же Том Круз. Не лучшая работа, не самая благополучная семья, а тут ещё пришельцы решают захватить мир. Приходится делать ноги, прихватив с собой великовозрастного сынишку да дочь психопатку. Сам Спилберг говорил, что в центре фильма он хотел показать рядового гражданина своей родины. Прямо скажем, не самое привычное амплуа для Тома, чей образ прочно ассоциируется с двумя частями фильма «Миссия невыполнима». Впрочем, ничего особого в актёрском плане здесь Том Круз и не покажет, разве выдавит из себя литров десять слёз на протяжении всего побега. Главному герою явно не хватает характера, в итоге он порой вызывает обычную жалость.
Куда интересней смотрится дочка в исполнении Дакоты Фаннинг. Истерики получаются у неё легко и непринуждённо, не вызывая никаких нареканий. Ещё бы, за свои неполные 12 лет она успела сыграть около пятнадцати ролей (в том числе вместе с Робертом Де Ниро в фильме «Игра в прятки »), почти догнав по частоте мелькания на экране самого Тома.
Впрочем, Спилберг мастер своего дела напряжение всё время держится в кадре. То ощущение обречённости, что так мастерски передал в своём романе Герберт Уэллс, здесь повсюду. И тому не могут помешать ни игра актёров, ни сомнительного качества спецэффекты. Пускай роботы кажутся порой неестественными, зато они всегда возникают к месту. Их можно было показывать и ещё меньше, главное, то чувство, что они где-то есть. Тут уж видимо надо довериться коммерческому чутью Спилберга – фильмы про роботов без самих роботов плохо продаются.
Хотя возможно именно коммерческая жилка и подвела режиссёра. После затянутых «Спасение рядового Райна» и «Искусственный разум», Спилберг решил создать что-то более динамичное, и сам попался в свою ловушку. Режиссёру явно не хватило хронометража для выражения всего, что «накипело». Поэтому короткий экскурс в личную жизнь героя, сменяется внезапным нашествием инопланетных захватчиков и последующим крушением всего живого вокруг. Создаётся впечатление, что фильм доделывался в спешке, оттого отдельные сюжетные фрагменты связаны совсем условно. Всю дорогу наших героев ( а именно она составляет основную линию сюжета) ловишь себя на мысли: «А почему так?» Ответа, как известно, нет. Немного подозрительным кажется поведение толпы, которая собирается вокруг проломов в асфальте. Что они надеются увидеть там, неужто собрались поглазеть на Тома Круза?
Надо сказать, что с романом Уэлса в фильме связь довольно условная. Начиная с образа главного героя, заканчивая тем, что действие перенесено в наши дни, к тому же из Лондона в Бостон. Что ж такова цена за то, чтобы твоя книга попала на экраны телевизоров. Первая попытка снять фильм по мотивам «Войны миров» в 1953 году вообще привела к созданию любовного романа. Правда, вряд ли кто узнавал у Герберта Уэллса его мнение об этом.
И всё же фильм стоит посмотреть. Несмотря на все недочёты, он захватывает и держит в напряжении от начала и до конца. Да и после просмотра хочется ещё немного побыть в другом, выдуманном мире. Спилберг смог оживить фантазии Уэллса спустя более ста лет, пусть и немного разбавив их своими собственными догадками и представлениями о том, как это должно быть.
Циклопические треножники идут и уничтожают всё на своём пути, они будут прибывать и прибывать на Землю, пока не истребят всё живое на нашей планете. И только чудо нам сможет помочь.
Когда в 30-х годах прошлого века был поставлен радио-спектакль по страницам фантастического романа Герберта Уэллса «Война миров», города охватила паника. Люди, поверившие, что марсиане действительно прибыли на Землю, чтобы раз и навсегда покорить её, бросали дома и вещи и спасались бегством. Сейчас-то это воспринимается как забавный факт, но вряд ли тогда это было также весело…
Что говорить, Герберт Уэллс талантливый фантаст и его истории вот уже больше века будоражат умы читателей. Поэтому, когда Спилберг взялся экранизировать один из его лучших романов «Война миров» у меня приятно защекотало нервы. Вот она встреча достойных друг друга художников фантастов: один – из мира литературы, другой – кинематографа. Да и рекламные ролики обещали зрелище что надо. Что получилось?
Первые кадры показывают нам планы небольшого приморского городка, где живёт и трудится в местном доке Рэй Феррье, он же Том Круз. Не лучшая работа, не самая благополучная семья, а тут ещё пришельцы решают захватить мир. Приходится делать ноги, прихватив с собой великовозрастного сынишку да дочь психопатку. Сам Спилберг говорил, что в центре фильма он хотел показать рядового гражданина своей родины. Прямо скажем, не самое привычное амплуа для Тома, чей образ прочно ассоциируется с двумя частями фильма «Миссия невыполнима». Впрочем, ничего особого в актёрском плане здесь Том Круз и не покажет, разве выдавит из себя литров десять слёз на протяжении всего побега. Главному герою явно не хватает характера, в итоге он порой вызывает обычную жалость.
Куда интересней смотрится дочка в исполнении Дакоты Фаннинг. Истерики получаются у неё легко и непринуждённо, не вызывая никаких нареканий. Ещё бы, за свои неполные 12 лет она успела сыграть около пятнадцати ролей (в том числе вместе с Робертом Де Ниро в фильме «Игра в прятки »), почти догнав по частоте мелькания на экране самого Тома.
Впрочем, Спилберг мастер своего дела напряжение всё время держится в кадре. То ощущение обречённости, что так мастерски передал в своём романе Герберт Уэллс, здесь повсюду. И тому не могут помешать ни игра актёров, ни сомнительного качества спецэффекты. Пускай роботы кажутся порой неестественными, зато они всегда возникают к месту. Их можно было показывать и ещё меньше, главное, то чувство, что они где-то есть. Тут уж видимо надо довериться коммерческому чутью Спилберга – фильмы про роботов без самих роботов плохо продаются.
Хотя возможно именно коммерческая жилка и подвела режиссёра. После затянутых «Спасение рядового Райна» и «Искусственный разум», Спилберг решил создать что-то более динамичное, и сам попался в свою ловушку. Режиссёру явно не хватило хронометража для выражения всего, что «накипело». Поэтому короткий экскурс в личную жизнь героя, сменяется внезапным нашествием инопланетных захватчиков и последующим крушением всего живого вокруг. Создаётся впечатление, что фильм доделывался в спешке, оттого отдельные сюжетные фрагменты связаны совсем условно. Всю дорогу наших героев ( а именно она составляет основную линию сюжета) ловишь себя на мысли: «А почему так?» Ответа, как известно, нет. Немного подозрительным кажется поведение толпы, которая собирается вокруг проломов в асфальте. Что они надеются увидеть там, неужто собрались поглазеть на Тома Круза?
Надо сказать, что с романом Уэлса в фильме связь довольно условная. Начиная с образа главного героя, заканчивая тем, что действие перенесено в наши дни, к тому же из Лондона в Бостон. Что ж такова цена за то, чтобы твоя книга попала на экраны телевизоров. Первая попытка снять фильм по мотивам «Войны миров» в 1953 году вообще привела к созданию любовного романа. Правда, вряд ли кто узнавал у Герберта Уэллса его мнение об этом.
И всё же фильм стоит посмотреть. Несмотря на все недочёты, он захватывает и держит в напряжении от начала и до конца. Да и после просмотра хочется ещё немного побыть в другом, выдуманном мире. Спилберг смог оживить фантазии Уэллса спустя более ста лет, пусть и немного разбавив их своими собственными догадками и представлениями о том, как это должно быть.
Циклопические треножники идут и уничтожают всё на своём пути, они будут прибывать и прибывать на Землю, пока не истребят всё живое на нашей планете. И только чудо нам сможет помочь.
Другие рецензии: Иван Федотов,