Рецензия на фильм «На краю рая»
Режиссер: Фатих Акин
В ролях: Нургул Есилкай, Баки Даврак, Тунсел Куртиц, Ханна Шигулла, Патриция Циолковска, Нурсел Косе, Ларс Рудольф, Андреас Тиль
Автор: Олег Анохин
Если в широкомасштабных голливудских картинах так называемая правда жизни чаще всего только инструмент, которым сюжету придается убедительность в зрительских глазах, то в фильме "На краю рая" правда жизни главное действующее лицо.
Фильм исследует сложную взаимосвязь человеческих поступков, тонкими нитями вплетенных в ткань жизни. Удивительно, но длина этих нитей часто оказывается очень большой, а привычный, понятный, рациональный современный мир сложным, почти мистическим, почти живым.
Я не знаю, насколько реальна история, рассказанная в фильме, по крайней мере, выглядит все очень достоверно, тем удивительнее, насколько тесным оказывается наш мир, насколько прочными связи между людьми, какое сильное влияние наши поступки оказывают на незнакомых, далеких, чужих людей. Ответственность за свои действия, осознание важности даже самых незначительных поступков, осмысление последствий вскользь брошенных слов, осторожное, может быть даже трепетное отношение к жизни и своей, и чужой вот лишь некоторые проблемы, затрагиваемые фильмом.
По одной из теорий все люди знают друг друга через шестерых своих знакомых. Есть даже фильм такой "Шесть степеней отчуждения". Кажется, что по такому же принципу каждый человек своей жизнью влияет на судьбы всех шести миллиардов землян. Фатих Акин режиссер фильма уже не первый раз обращается к теме пересечения человеческих судеб. Его комедия "Золото ацтеков" более легко, в рамках жанра, вскрывала причинно следственные связи человеческих поступков. "На краю рая" делает это более серьезно, более глубоко, даже трагически, но не менее интересно.
А ведь часто бывает, что режиссеры так называемого авторского кино, занимаясь творчеством, не слишком-то имеют в виду зрителей. Фатих Акин, очевидно, делал фильм для людей, а не только для себя, поэтому смотреть "На краю рая" интересно, несмотря на неторопливое развитие событий, особенно в первой части, несмотря на отсутствие спецэффектов, несмотря, а может быть, благодаря спокойной повествовательной манере, исключающей модный нынче клиповый монтаж.
Сюжет фильма совсем непрост и по своей замысловатости не надуманной, не постановочной, а такой, что может закрутить только жизнь, и что диву даешься, как такое вообще возможно даст хорошую фору любому размашистому блокбастеру на конспирологическую тему. Несмотря на то, что действие фильма развивается в Европе и связано со всеми ее сегодняшними проблемами: этническими, политическими, экономическими, религиозными, наконец, проблемой межгосударственных отношений, все это не главное, только фон, декорации. Все многообразие этих глобальных проблем преломляется во взаимоотношениях и проблемах, тревогах и радостях обычных, маленьких, может быть даже ординарных людей, которые и находятся в центре пристального внимания режиссера в течение всего фильма.
Огромный, на мой взгляд, плюс фильма еще и в том, что несмотря на глубину, масштаб, тяжесть и трагизм проблем, несмотря на необратимость событий, на глубокий философский взгляд на обычную жизнь обычных людей, несмотря на трагические финалы, фильм не оставляет по себе чувства тяжести и безысходности. В сочетании да не отвалится мой язык со "смотрибельностью", "На краю рая" прекрасный фильм (простите еще раз) для людей, интересный и со смыслом, непростой и легкий, умный и светлый.
Фильм исследует сложную взаимосвязь человеческих поступков, тонкими нитями вплетенных в ткань жизни. Удивительно, но длина этих нитей часто оказывается очень большой, а привычный, понятный, рациональный современный мир сложным, почти мистическим, почти живым.
Я не знаю, насколько реальна история, рассказанная в фильме, по крайней мере, выглядит все очень достоверно, тем удивительнее, насколько тесным оказывается наш мир, насколько прочными связи между людьми, какое сильное влияние наши поступки оказывают на незнакомых, далеких, чужих людей. Ответственность за свои действия, осознание важности даже самых незначительных поступков, осмысление последствий вскользь брошенных слов, осторожное, может быть даже трепетное отношение к жизни и своей, и чужой вот лишь некоторые проблемы, затрагиваемые фильмом.
По одной из теорий все люди знают друг друга через шестерых своих знакомых. Есть даже фильм такой "Шесть степеней отчуждения". Кажется, что по такому же принципу каждый человек своей жизнью влияет на судьбы всех шести миллиардов землян. Фатих Акин режиссер фильма уже не первый раз обращается к теме пересечения человеческих судеб. Его комедия "Золото ацтеков" более легко, в рамках жанра, вскрывала причинно следственные связи человеческих поступков. "На краю рая" делает это более серьезно, более глубоко, даже трагически, но не менее интересно.
А ведь часто бывает, что режиссеры так называемого авторского кино, занимаясь творчеством, не слишком-то имеют в виду зрителей. Фатих Акин, очевидно, делал фильм для людей, а не только для себя, поэтому смотреть "На краю рая" интересно, несмотря на неторопливое развитие событий, особенно в первой части, несмотря на отсутствие спецэффектов, несмотря, а может быть, благодаря спокойной повествовательной манере, исключающей модный нынче клиповый монтаж.
Сюжет фильма совсем непрост и по своей замысловатости не надуманной, не постановочной, а такой, что может закрутить только жизнь, и что диву даешься, как такое вообще возможно даст хорошую фору любому размашистому блокбастеру на конспирологическую тему. Несмотря на то, что действие фильма развивается в Европе и связано со всеми ее сегодняшними проблемами: этническими, политическими, экономическими, религиозными, наконец, проблемой межгосударственных отношений, все это не главное, только фон, декорации. Все многообразие этих глобальных проблем преломляется во взаимоотношениях и проблемах, тревогах и радостях обычных, маленьких, может быть даже ординарных людей, которые и находятся в центре пристального внимания режиссера в течение всего фильма.
Огромный, на мой взгляд, плюс фильма еще и в том, что несмотря на глубину, масштаб, тяжесть и трагизм проблем, несмотря на необратимость событий, на глубокий философский взгляд на обычную жизнь обычных людей, несмотря на трагические финалы, фильм не оставляет по себе чувства тяжести и безысходности. В сочетании да не отвалится мой язык со "смотрибельностью", "На краю рая" прекрасный фильм (простите еще раз) для людей, интересный и со смыслом, непростой и легкий, умный и светлый.