Рецензия на фильм «Кровавый алмаз»

 

Режиссер: Эдвард Цвик

В ролях: Леонардо ДиКаприо, Дженнифер Коннелли, Джимон Хансу, Майкл Шин, Арнольд Вослу, Дэвид Хэрвуд, Карл МакМиллан, Джими Мистри, Нтаре Мвине, Бэйзил Уоллес

Автор: Алексей Коропский
Африка для остального «европеизированного» мира всегда была своеобразным бельмом на глазу, которое и рады бы не замечать, но никак – все ж целый континент, да еще и не самый маленький. Точнее, наиболее мешающим является тот прискорбный факт, что на Черном континенте вроде кто-то еще и живет, объединяется в племена, делит территорию на страны, да еще и никак не может влиться в струю шагающего по планете прогресса. А вот полезные ископаемые, залегающие в этой части нашей истощенной Земли – наоборот, очень даже лакомый кусочек, за который разгораются нешуточные бои в кулуарах лучших домов Европы. 
Что ж поделать, исторически так сложилось, что белым людям, жившим много севернее в гораздо более суровых условиях, приходилось придумывать самые невероятные способы отбора огня у соседа, в то время как населению теплой Африки даже и делать-то ничего не надо было – все нужное для жизни в буквальном смысле окружало их. Вот и получилось, что северяне веками оттачивали свое коварство и смекалку, а те, что южнее, жили припеваючи, и даже думать не думали, что однажды белые люди причислят их самих ко второму сорту, а их страны – к некому «третьему миру». 
В итоге, сейчас мы имеем целый континент с кучей маленьких государств различной степени независимости, раздираемых войнами, и с нищим населением, но обогащающих отдельных «белых господ». Взять например Сьерра-Леоне – страна небольшая, ничем особым не выделяется, кроме, разве что, то тут, то там попадающихся россыпей алмазов. Но эти богатства не принесли стране ничего, кроме войны и сопутствующих ей страданий и боли. 
Здесь какая штука получается, вообще африканцам, наверное, не свойственна злость и враждебность в том виде, какой принесли им люди с Запада вместе с автоматами Калашникова. Слишком уж по-детски смотрятся бойцы Революционного Освободительного Фронта, рассекающие пересеченную местность на американских джипах под орущую из динамиков американскую же попсу, и «поливающие» своих собратьев из АК направо и налево. Это выросшие, но не повзрослевшие дети. У них есть свой кумир – заокеанская культура и ее «крутость». Оттуда и растут ноги «крутых» имен, например, Рэмбо и Капитан Зеро, да и всех остальных признаков «крутизны». Но они – просто марионетки, звено в сложной цепи грязного бизнеса, замешанного на алмазах и крови. Для них эти невзрачные камешки – всего лишь средство получения новых игрушек (да-да, автоматов, но не игровых) и спутниковой тарелки, чтобы смотреть «Спасателей Малибу». 
Вот тут-то и появляется коренной африканец Лео ДиКаприо, правда под именем уроженца Родезии, ныне Зимбабве, Дэнни Арчера. Стоит отметить, что бывший акванавт-авиатор изрядно возмужал, отрастил эспаньолку, и обогатил свой мимический арсенал еще несколькими приемами, кроме складывания двух морщин на лбу. Арчер – типичный спекулянт, вечером получающий «деньги», а утром предоставляющий «стулья». Работа вроде не пыльная, но требует определенной осторожности, которой однажды ему и не хватило. Однако, как оказалось, такое невезение очень даже легко может обернуться главной удачей всей жизни. 
Примерно в похожей ситуации оказался местный житель Соломон – ему тоже в определенный момент не хватило везения, как раз во время закапывания в землю ценнейшего розового алмаза размером с голубиное яйцо. Кстати, имя этого героя вовсе не случайно. Все знают легенду о копях царя Соломона, аллюзии к которой очень даже явно просматриваются в развивающейся дальше истории. Начиная от уголка Земли, где все происходит, и вплоть до фатальности судьбы всех посягающих на неприкосновенность драгоценного тайника, — все здесь указывает на современное прочтение Хаггарда. С соответствующими поправками, конечно. 
Впрочем, «Кровавый алмаз» — фильм вовсе не приключенческий. Его скорее можно назвать «политэкономическим», поскольку проблемы он поднимает слишком уж злободневные (чем явно обозначает заявку на «Оскар» по образу и подобию прошлогоднего «Столкновения», правда не в основной номинации). Слишком разительна разница между тощими африканцами в лохмотьях, и упитанными европейцами в пиджаках, решающими их судьбы. Слишком рано взрослеют дети, из которых делают отряды «беби-киллеров», в то время когда весь прогрессивный мир обсуждает мастерство Моники Левински и пронырливость Билла Клинтона. Слишком уж несуразна вся эта ситуация вообще. 
К чему должен подвести этот фильм, вполне понятно. Эти тезисы стары, как мир: для кого-то война – это жизнь во смерти и горе, а для кого-то – прибыльный бизнес и каждодневная плодотворная работа. Ученые мужи где-то в Европе заседают, размышляя высокими понятиями о свободе, независимости и правах человека, а простому жителю Сьерра-Леоне надо всего лишь, чтобы семья была рядом и рыба ловилась в сети. Он не приемлет лжи, не понимает, зачем его соотечественники стреляют друг в друга, и зачем ему навязывают чуждый образ жизни. 
Жирную черту под всеми поднятыми вопросами проводит (а может и перечеркивает их?) финальная сцена фильма. Эта сцена – гимн современному обществу потребления, гимн homo consumerens, которому не надо ничего, кроме хлеба и зрелищ. Аудитории представляют Человека Из Сьерра-Леоне, и все присутствующие разражаются бурными овациями. И ему даже не надо ничего говорить – он как бородатая женщина в цирке, призван развлекать праздную аудиторию. Он – Человек Из Африки, оттуда, где земля красная от крови, а в домах нет канализации. Вот такая диковинка. 
Фильм «Кровавый алмаз» – это интересное, зрелищное и качественное во всех отношениях массовое кино. Какие-то его моменты заставляют напрячься, какие-то поражают воображение (например, лагерь, вместивший миллион беженцев), время от времени события на экране вызывают смех – все очень органично. Конечно, если не обращать внимания на традиционные несуразности в деталях – таковы уж законы Голливуда. Он может понравиться всем: и любителям тупого экшна, не собирающимся задумываться над глобальными проблемами, и любителям порассуждать на кухне о политике, и поклонницам нестареющего ДиКаприо, и юным натуралистам, стремящимся поближе познакомиться с природой Африки – в общем, каждый, наверное найдет в нем что-то свое. Но в конечном итоге «Оскар» всех рассудит.

Билеты на события города

Билеты на событие «Фестиваль
Пятница, 22 ноября 2024
Хабаровская краевая филармония
Билеты на событие «Шоу Tango in the Shadows» в Хабаровске
Пятница, 22 ноября 2024
Городской Дворец Культуры
Билеты на событие «ДВАСО. Концерт
Суббота, 23 ноября 2024
Хабаровская краевая филармония
Билеты на событие «Аргишти. Мультимедийный концерт при свечах
Суббота, 23 ноября 2024
Городской Дворец Культуры
Билеты на событие «Ансамбль камерной музыки
Воскресенье, 24 ноября 2024
Хабаровская краевая филармония

Полная версия сайта