Рецензия на фильм «Отец»
Режиссер: Иван Соловов
В ролях: Алексей Гуськов, Полина Кутепова, Екатерина Васильева, Лидия Вележева, Людмила Аринина, Светлана Иванова, Роман Мадянов, Александр Баширов, Екатерина Присмотрова-Белова, Анастасия Городенцева, Василий Прокопьев, Александра Карликова
Фильм оставляет двойственное впечатление, вызывает смешанные чувства. С одной стороны, затронутые в нем темы — война и жизнь во время и после нее, отношения мужчины и женщины, разлука и воссоединение, семья — все они очень нелегки, в первую очередь эмоционально, и слишком многоплановы. Понятно, что именно хотели сказать, показать этим фильмом создатели, какие переживания и мысли были вложены в каждую сцену, но… И это другая сторона восприятия: «Отцу» явно чего-то не хватает — может быть, полноты, глубины, самоотверженности, целостности, искренности…
Некогда запрещенный рассказ Андрея Платонова «Возвращение», по которому практически дословно, лишь с некоторыми сюжетными дополнениями, снят «Отец», — это, пожалуй, одно из самых ярких и экспрессивных произведений русской литературы малой формы. Пронзительный, пробирающий, он оголяет все эмоции и чувства читателя, выворачивает их наизнанку и опустошает. В этом рассказе совершенно особая атмосфера и очень хотелось, чтобы экранизация унаследовала ее во всей полноте. К сожалению, эти ожидания оправдались не полностью.
Впрочем, неблагодарное это дело, сравнивать кино с литературными первоисточниками. Они обычно существуют параллельно друг другу, и на любую экранизацию (или фильм «по мотивам») всегда найдется по меньшей мере две точки зрения: людей, читавших произведение, легшее в основу, и, соответственно, не читавших. И бывает довольно сложно абстрагироваться от восприятия через призму первоисточника, чтобы наиболее объективно оценить фильм. Особенно, если он настолько близок к тексту, как «Отец».
Наверное, главная ошибка Ивана Соловова, режиссера фильма, как раз в том, что он попытался рассказать историю языком Платонова — живым, настоящим, но все же литературным. Язык кино совершенно другой. Там где писателю приходится, используя все свое мастерство, многословно и подробно описывать пейзажи, внешность героев, рассказывать об их прошлом или настоящем, в кино порой достаточно одного кадра, а то и вовсе одной едва заметной детали, добавленной в этот кадр. Но и наоборот, случается, что многими метрами кинопленки не удается выразить всей гаммы чувств и эмоций, вмещенных писателем всего в одно слово. Искусство режиссуры, перенесения историй с бумаги на киноэкран и состоит в поиске и нахождении золотой середины, компромисса между этими двумя выразительными столпами — визуальным рядом и могущественным словом.
Не сказать, что Соловову это не удалось совсем — вовсе нет. Фильм интересно смотреть от начала и до конца, нить развития событий увлекает, не дает шанса заскучать и отвлечься. Но вместе с тем повествование зачастую откровенно «провисает», становится излишним или неоправданным. В частности, точное следование диалогам из оригинального рассказа порой создает ощущение ненатуральности, несогласованности, фразы звучат так, словно они вырваны из контекста, совершенно случайны. Ощущение дробности добавляет и обилие крупных планов лиц актеров, не всегда уместных.
Конечно, есть в фильме и очень удачные моменты. Правда, что характерно, большая их часть приходится на «дописанные» сюжетные ходы. Впрочем, эти добавления к сюжету играют ему только на руку, органично вписываясь в общую канву, полнее раскрывая и объясняя характеры.
Идеи фильма «Отец» будут понятны и близки многим. Вся палитра человеческих эмоций, даже самых потайных, использована в этой картине. Сложность морального выбора, способность понять, простить, принять, призыв заглянуть в свое сердце и найти силы признаться хотя бы самому себе в собственной слабости, или же противостоять сложившимся обстоятельствам — все это находит отражение в поступках и словах таких разных, но таких похожих на нас людей, через жизнь которых уродливым шрамом прошла война.
Особо можно отметить работу актеров. Не только главные, но и большая часть эпизодических ролей в фильме исполнены на довольно высоком уровне. Очаровательный и такой настоящий деревенский говор и не менее подлинные эмоции Полины Кутеповой, полные нерастраченной надежды и слез глаза Светланы Ивановой, вымученная сдержанность Алексея Гуськова… Но больше всех, конечно же, запомнится 12-летний Петрушка в исполнении Васи Прокопьева: слишком рано повзрослевший, лишенный детства, где-то под защитным панцирем из чрезмерной серьезности он все равно остается 12-летним мальчишкой, и в это веришь безоговорочно.
«Отец» — фильм о войне, но не про войну. Отойдя от клишированного образа «военного фильма» как «боевика», Иван Соловов представляет нам полную драматизма историю с обратной стороны этой большой человеческой ошибки. Лишь одну из многих тысяч историй, которые уже мало кто может рассказать от первого лица, но многие еще, хочется верить, смогут понять и прочувствовать.