Рецензия на фильм «Отец»

 

Режиссер: Иван Соловов

В ролях: Алексей Гуськов, Полина Кутепова, Екатерина Васильева, Лидия Вележева, Людмила Аринина, Светлана Иванова, Роман Мадянов, Александр Баширов, Екатерина Присмотрова-Белова, Анастасия Городенцева, Василий Прокопьев, Александра Карликова

Автор: Алексей Коропский

Фильм оставляет двойственное впечатление, вызывает смешанные чувства. С одной стороны, затронутые в нем темы — война и жизнь во время и после нее,  отношения мужчины и женщины, разлука и воссоединение, семья — все они очень нелегки, в первую очередь эмоционально, и слишком многоплановы. Понятно, что именно хотели сказать, показать этим фильмом создатели, какие переживания и мысли были вложены в каждую сцену, но… И это другая сторона восприятия: «Отцу» явно чего-то не хватает — может быть, полноты, глубины, самоотверженности, целостности, искренности… 
Некогда запрещенный рассказ Андрея Платонова «Возвращение», по которому практически дословно, лишь с некоторыми сюжетными дополнениями, снят «Отец», — это, пожалуй, одно из самых ярких и экспрессивных произведений русской литературы малой формы. Пронзительный, пробирающий, он оголяет все эмоции и чувства читателя, выворачивает их наизнанку и опустошает. В этом рассказе совершенно особая атмосфера и очень хотелось, чтобы экранизация унаследовала ее во всей полноте. К сожалению, эти ожидания оправдались не полностью. 
Впрочем, неблагодарное это дело, сравнивать кино с литературными первоисточниками. Они обычно существуют параллельно друг другу, и на любую экранизацию (или фильм «по мотивам») всегда найдется по меньшей мере две точки зрения: людей, читавших произведение, легшее в основу, и, соответственно, не читавших. И бывает довольно сложно абстрагироваться от восприятия через призму первоисточника, чтобы наиболее объективно оценить фильм. Особенно, если он настолько близок к тексту, как «Отец». 
Наверное, главная ошибка Ивана Соловова, режиссера фильма, как раз в том, что он попытался рассказать историю языком Платонова — живым, настоящим, но все же литературным. Язык кино совершенно другой. Там где писателю приходится, используя все свое мастерство, многословно и подробно описывать пейзажи, внешность героев, рассказывать об их прошлом или настоящем, в кино порой достаточно одного кадра, а то и вовсе одной едва заметной детали, добавленной в этот кадр. Но и наоборот, случается, что многими метрами кинопленки не удается выразить всей гаммы чувств и эмоций, вмещенных писателем всего в одно слово. Искусство режиссуры, перенесения историй с бумаги на киноэкран и состоит в поиске и нахождении золотой середины, компромисса между этими двумя выразительными столпами — визуальным рядом и могущественным словом. 
Не сказать, что Соловову это не удалось совсем — вовсе нет. Фильм интересно смотреть от начала и до конца, нить развития событий увлекает, не дает шанса заскучать и отвлечься. Но вместе с тем повествование зачастую откровенно «провисает», становится излишним или неоправданным. В частности, точное следование диалогам из оригинального рассказа порой создает ощущение ненатуральности, несогласованности, фразы звучат так, словно они вырваны из контекста, совершенно случайны. Ощущение дробности добавляет и обилие крупных планов лиц актеров, не всегда уместных. 
Конечно, есть в фильме и очень удачные моменты. Правда, что характерно, большая их часть приходится на «дописанные» сюжетные ходы. Впрочем, эти добавления к сюжету играют ему только на руку, органично вписываясь в общую канву, полнее раскрывая и объясняя характеры. 
Идеи фильма «Отец» будут понятны и близки многим. Вся палитра человеческих эмоций, даже самых потайных, использована в этой картине. Сложность морального выбора, способность понять, простить, принять, призыв заглянуть в свое сердце и найти силы признаться хотя бы самому себе в собственной слабости, или же противостоять сложившимся обстоятельствам — все это находит отражение в поступках и словах таких разных, но таких похожих на нас людей, через жизнь которых уродливым шрамом прошла война. 
Особо можно отметить работу актеров. Не только главные, но и большая часть эпизодических ролей в фильме исполнены на довольно высоком уровне. Очаровательный и такой настоящий деревенский говор и не менее подлинные эмоции Полины Кутеповой, полные нерастраченной надежды и слез глаза Светланы Ивановой, вымученная сдержанность Алексея Гуськова… Но больше всех, конечно же, запомнится 12-летний Петрушка в исполнении Васи Прокопьева: слишком рано повзрослевший, лишенный детства, где-то под защитным панцирем из чрезмерной серьезности он все равно остается 12-летним мальчишкой, и в это веришь безоговорочно. 
«Отец» — фильм о войне, но не про войну. Отойдя от клишированного образа «военного фильма» как «боевика», Иван Соловов представляет нам полную драматизма историю с обратной стороны этой большой человеческой ошибки. Лишь одну из многих тысяч историй, которые уже мало кто может рассказать от первого лица, но многие еще, хочется верить, смогут понять и прочувствовать.

Билеты на события города

Билеты на событие «Фестиваль
Пятница, 22 ноября 2024
Хабаровская краевая филармония
Билеты на событие «Шоу Tango in the Shadows» в Хабаровске
Пятница, 22 ноября 2024
Городской Дворец Культуры
Билеты на событие «ДВАСО. Концерт
Суббота, 23 ноября 2024
Хабаровская краевая филармония
Билеты на событие «Аргишти. Мультимедийный концерт при свечах
Суббота, 23 ноября 2024
Городской Дворец Культуры
Билеты на событие «Ансамбль камерной музыки
Воскресенье, 24 ноября 2024
Хабаровская краевая филармония

Полная версия сайта