Сказка о непотерянном времени

Рецензия на фильм «Ретроспектива Дэвида Финчера: Загадочная история Бенджамина Баттона»

 

Режиссер: Дэвид Финчер

В ролях: Брэд Питт, Кейт Бланшетт, Тилда Суинтон, Тараджи П. Хенсон, Джейсон Флеминг, Джулия Ормонд, Элль Фэннинг, Элиас Котеас, Махершалальхашбаз Али, Питер Доналд Бадаламенти-вт., Джоэл Биссоннетт

Автор: Анатолий Филатов

Удивительный парадокс: в разных руках 150 миллионов долларов могут превратиться либо в одних «Трансформеров», либо в семь «Обитаемых островов», либо в тридцать «Самых лучших фильмов», либо в экранизацию двадцатого века целиком, от Первой Мировой до трагедии в Новом Орлеане, тринадцать «оскаровских» номинаций и неоспоримый титул главного фильма конца проклятых нулевых. Пока та часть публики, которая вправе считать себя почтенной, будет самостоятельно разбираться в причинах этакого финта, мы попытаемся понять: как вышло так, что лучшая роль Брэда Питта за всю его карьеру, лучшая, включая «Зодиак», постановка Дэвида Финчера и лучшая музыка 2008 года не потеряли друг друга и встретились под одной вывеской.  

Хотя официально Фрэнсис Скотт Фитцджеральд и значится в сценаристах «Загадочной истории…», по гамбургскому счету никаких авторских отчислений ему, окажись он даже обладателем того же странного свойства, что и его неожиданно ставший знаменитым персонаж, не полагается. Сотворить из крошечного рассказа, который даже самые нерадивые проглотят за полчаса, без малого трехчасовой эпос длиной в десятилетия – сложнейшая задача. Особенно, если учесть, что эпос изо всех сил маскируется под милую и даже ласковую байку от случайного соседа по купе поезда, спешащего в черную вечность. Эрик Рот, которого одна половина мира боготворит, а вторая ненавидит по одной и той же причине, имя которой «Форрест Гамп», справился с ней на диво. Говорят, что у Спилберга в свое время не вышло. Брешут, наверное.  

В день рождения Бенджамина Баттона произошло еще два события, одно из которых определило историю цивилизации, а другое – его жизнь. Закончилась Первая Мировая война и скончалась его мать. Волей судьбы странный младенец Бенджамин попадает в пансион для престарелых, хозяйка которого берется позаботиться о нем – опять же, по чистой случайности. Так маленький и уродливый человек начинает свое путешествие по большому и прекрасному миру для того, чтобы в конце концов поменяться с ним амплуа.  

Как в свое время говорил вымышленный Робертом Уорреном губернатор Вилли Старк, а до него еще кто-то, «Человек зачат в грехе, а рожден в мерзости, путь его – от смердящей пеленки до смердящего савана». Бенджамин Баттон – исключение, но только в определенной степени. Тот факт, что родился он дряхлым стариком, в пятилетнем возрасте внимающим настоящим живым развалинам, соседям по пансиону, и на протяжении всей жизни лишь молодел, обретая многие знания и многие печали, мало что меняет по сути. Вечное «Я подумаю об этом завтра!» в его случае приобретает зловещий оттенок: завтра-то, конечно, будет, и, может быть, даже лучше чем вчера, но это не изменит ровным счетом ничего. В какую бы сторону ты не взрослел, сколько бы чудесных совпадений и бытового волшебства ты не встречал на пути, сколько бы раз не обманывал собственную смерть, от одиночества тебе не убежать, а горечь поражения найдет всех, даже самых исключительных. Как, впрочем, и ржа разочарования – не в последнюю очередь, в себе самом. От того, что песчинки в песочных часах вдруг начали прыгать из нижней чашки в верхнюю, чашки больше не станут.  

Несмотря на изрядную долю рефлексии, фильм совершенно не тянет на дно. Возлюбленная Баттона Дэйзи танцует, жена министра в заснеженном Мурманске закусывает водку красной икрой, старый часовщик работает, закат ложится на Землю. Дэйзи ломает ногу, жена министра отправляется в путь через Ла-Манш, словно через Стикс, часы старого мастера поворачивают время вспять, закат накрывает Землю. Парализованная старостью Дэйзи медленно умирает в своей постели, ураган стирает с Земли Новый Орлеан, гаитянский пигмей учит дряхлого Бенджамина жизни, закат накрывает Землю. Все эти мгновения, идеально поставленные и в то же время донельзя чувственные, практически до полной спонтанности, взывают к внутреннему циферблату каждого зрителя, на котором уже отмоталось достаточно кругов от питекантропа до сапиенса. Время – это тот пирог, который можно нарезать бесконечно долго, но и он когда-нибудь закончится. Как и верность. Как и нежность. Как и честность. И уж, конечно, не о старости и слабости снял свой удивительно логичный и вместе с тем едва ли не беспрецедентно чуткий и гуманный фильм человек, все без исключения работы которого балансировали на грани между жестокостью и полным мраком.  

Родиться. Повзрослеть. Влюбиться. Простить. Отпустить. Состариться. Уйти. При необходимости – повторить.  

Необходимый P.S. Если кому-то все-таки интересен ответ на вопрос, которым мы задались в начале, то тут все очень просто. В кругах милых невежд это обычно называется чудом, а о том, как совершать подобные чудеса самому, Дэвид Финчер со своей командой как раз и объясняют во всех подробностях все два с половиной часа непотерянного времени, что длится «Загадочная история Бенджамина Баттона».  

Другие рецензии:  Олег Анохин,

Билеты на события города

Билеты на событие «Фестиваль
Пятница, 22 ноября 2024
Хабаровская краевая филармония
Билеты на событие «Шоу Tango in the Shadows» в Хабаровске
Пятница, 22 ноября 2024
Городской Дворец Культуры
Билеты на событие «ДВАСО. Концерт
Суббота, 23 ноября 2024
Хабаровская краевая филармония
Билеты на событие «Аргишти. Мультимедийный концерт при свечах
Суббота, 23 ноября 2024
Городской Дворец Культуры
Билеты на событие «Ансамбль камерной музыки
Воскресенье, 24 ноября 2024
Хабаровская краевая филармония

Полная версия сайта