11:10 23:55 на канале в тот же день →
11:10 23:50 на канале в тот же день →
11:10 00:05 на канале в тот же день →
11:10 00:05 на канале в тот же день →
Вступительное слово - Сергей Лаврентьев, киновед.
В документальном фильме Ксении Марининой, известной впоследствии как основатель и режиссер знаменитой телепередачи "Кинопанорама", пойдет речь о съемках двухсерийного фильма "Гамлет" (1964) режиссером, народным артистом СССР Григорием Козинцевым. Впервые Григорий Михайлович обратился к трагедии Шекспира в 1954 году. Он поставил "Гамлета" на сцене Ленинградского театра драмы. Главную роль в его спектакле сыграл народный артист СССР Бруно Фрейндлих - отец Алисы Фрейндлих.
Сразу после премьеры спектакля Козинцев стал работать над сценарием для экранизации. В кино на роль Гамлета Григорий Козинцев пригласил на тот момент мало известного широкой публике артиста Иннокентия Смоктуновского. "Его кошачья пластика, прямая спина, аристократические манеры, светлые волосы, нордическая внешность и необычная творческая индивидуальность" позволили Козинцеву увидеть в нем своего Гамлета. Офелию сыграла совсем юная Анастасия Вертинская.
По словам Козинцева "всё было в ней хорошо: и руки, и шея, и походка, но сердце не билось. Сердце заставил биться Шостакович...". Дмитрий Дмитриевич писал музыку и к спектаклю "Гамлет", но "для фильма он создал абсолютно другой материал". Снимался фильм в Эстонии недалеко от Таллина. Козинцев видел настоящий замок Эльсинор, но решил, что "датский вариант нам не подходит". "Он принес художникам открытку с изображением какого-то замка на юге Франции и сказал: "Вот что нужно".
Замок-декорацию на обрыве Балтийского моря построили за полгода "с нуля из дерева". Сейчас обрыв в поселке Кейла-Йоа стал "туристической достопримечательностью под названием "скала Гамлета". Кстати, некоторые сцены картины снимались в павильоне "Ленфильма", а знаменитый монолог Гамлета "Быть или не быть..." Козинцев снимал в Крыму. Фильм "Гамлет" - черно-белый, хотя Козинцеву настоятельно рекомендовали сделать его цветным.
Но он считал, что цвет "убьет трагичность".
Будучи истинным художником и профессионалом, Козинцев в своем решении оказался прав. Его экранизация "Гамлета" вошла в золотой фонд отечественного и мирового киноискусства. Британская киноакадемия признала Смоктуновского лучшим Гамлетом, а Вертинскую лучшей Офелией... Фильм, который мы предлагаем вниманию зрителей, поможет почувствовать атмосферу съемок этого киношедевра, увидеть работу Козинцева с артистами и даже побывать на родине У. Шекспира в его родном Стратфорде-апон-Эйвоне.
Использованы фрагменты художественных фильмов "Отелло", "Укрощение строптивой", фильма-балета "Ромео и Джульетта" на музыку С. Прокофьева.
55 минут